Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июня 2004 г. N 425-ПП
Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы
I. Основные тенденции, сложившиеся в 2003 году и в предшествующие годы
Эффективная бюджетно-финансовая политика городских властей и меры по поддержке реального сектора экономики: промышленных производств, малого и среднего предпринимательства, инвестиций - создали условия для сохранения высоких темпов развития города и устойчивого наполнения доходами городского бюджета.
Показатели |
Годы |
2003 в % к 1999 |
||||
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||
Валовой региональный продукт |
106,9 |
118,9 |
103,1 |
110,1 |
110,0 |
148,5 |
Объем промышленной продукции |
114,1 |
114,5 |
109,2 |
120,2 |
110,4 |
165,9 |
Инвестиции в основной капитал |
103,9 |
114,5 |
92,9 |
108,1 |
105,3 |
121,1 |
Розничный товарооборот |
81,9 |
106,1 |
107,9 |
103,0 |
104,1 |
122,8 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
205,8 |
124,4 |
123,0 |
119,2 |
113,0 |
206,1 |
Индекс оптовых цен в среднем за год |
160,4 |
129,2 |
123,5 |
110,3 |
112,6 |
198,2 |
Среднемесячная зарплата (рублей) |
2355,5 |
3229,3 |
4924,2 |
6388 |
8156 |
345,7 |
в % к предыдущему году |
154,7 |
137,1 |
152,5 |
129,7 |
127,5 |
345,7 |
В 1999-2003 гг. в городе отмечался устойчивый системный рост валового регионального продукта (ВРП) со средним приростом 9,8% в год. Этому процессу способствовал рост выпуска промышленной продукции, увеличившийся в 2003 году на 65,9% по сравнению с 1999 годом, привлечение инвестиций в основной капитал для обновления основных фондов (на 21,1%), рост розничного товарооборота (на 22,8%).
Рост промышленного производства в городе обусловлен, в первую очередь, его направленностью на внутреннее потребление. Доля пищевой промышленности в общем объеме производства составляет почти треть, на предприятиях этой отрасли последние годы достаточно стабильно растет уровень загрузки производственных мощностей, положительную динамику получила важнейшая отрасль городской промышленности - машиностроение.
Вместе с тем, не преодолены кризисные явления в ряде отраслей промышленности. Число убыточных предприятий и организаций хоть и уменьшилось в 2003 году, тем не менее остается значительным и составляет 20,2% (1123 ед.) от их общего числа. Объемы производства в 2003 году к уровню предыдущего года составили в черной металлургии - 81,5%; в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 87,8%; в легкой - 90,3% при общем росте промышленного производства в городе на 10,4%.
Промышленность производит около пятой части ВРП, в значительной степени удовлетворяя потребности города и его жителей.
Положительные тенденции развития имеют и другие отрасли реального сектора экономики. В 2003 году по сравнению с 1999 годом темпы роста составили: в строительстве - 116,2%; на транспорте - 115,1%; связи - 399,4%.
Основные социальные показатели развития Москвы в течение всего периода имели устойчивую тенденцию к росту. Реальная среднемесячная заработная плата работающих в городе в 2003 году была на 67,7% выше, чем в 1999 году. Опережающими темпами повышались заработная плата работников бюджетной сферы, городские выплаты к государственным пенсиям. В полном объеме выполнялись все другие социальные обязательства властей города перед москвичами.
Доля организованного рынка в обороте розничной торговли возросла с 64% в 1999 году до 75% в 2003 году. Росту оборота организованного рынка способствовало строительство новых, реконструкция существующих предприятий (за последние два года построено и реконструировано более 5 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения) и в большей мере развитие в городе крупных товаропроводящих сетей.
Иностранные инвестиции в потребительский рынок составили 8,1 млрд. долларов США.
За последние четыре года примерно в 2 раза увеличились торговые площади розничной торговли.
Налоговые поступления в городской бюджет в 2003 году по отрасли "торговля и общественное питание" составили 28,8 млрд. рублей или 17,4% от всех поступлений в бюджет Москвы.
Тем не менее, отмечается замедление темпов роста товарооборота, вызванное повышением уровня жизни и бизнеса в регионах, сокращением иногороднего спроса, который в 1999 году составлял около 20%, а в 2003 году 9,4%., нарастанием конкуренции, в первую очередь со стороны предприятий Московской области.
Рост доходов и оплаты труда москвичей обеспечил им возможность увеличить вклады в банки, в недвижимость, ценные бумаги, покупку жилья. Доля этих расходов в 2003 году составила 18,5% от общего объема расходов против 10% в 2001 году.
Обеспеченность жильем выросла с 21,4 кв.м. общей площади на человека в 1999 году, до 23 кв.м. на человека в 2003 году. При этом Москва стала одним из немногих регионов России, где сохранилось бесплатное предоставление жилья очередникам и реализуется программа замены пятиэтажек первого поколения на современный жилищный фонд.
Высокий уровень спроса на московскую недвижимость, падение курса доллара были удачно использованы Правительством Москвы для развития жилищного строительства за счет частных инвестиций. За четыре года строительство жилой площади в городе выросло с 3,5 млн. кв. метров в год до 4,7 млн. кв.метров.
Инвестиции в обновление производственных фондов имели положительную динамику. Среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал в 2002-2003 годах составил 6,7%.
В минувшие четыре года сложилась устойчивая тенденция снижения ежегодных темпов роста цен, как на потребительском рынке, так и цен на промышленную продукцию и строительно-монтажные работы.
Проводимая Правительством Москвы политика в области ценообразования на жилищно-коммунальные услуги была направлена на обеспечение устойчивой работы ресурсоснабжающих организаций# но учитывала при этом рост заработной платы, сдерживала рост тарифов для населения путем увеличения дотаций из городского бюджета. Это дало возможность сохранять практически на одном уровне число семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Осуществляемые меры позволили, хотя и не исключить, но за четыре года сократить размеры перекрестного субсидирования в сопоставимых ценах на 3,6 млрд. рублей.
Системные успехи в социально-экономическом развитии Москвы за 1999-2003 годы были отмечены и международными экспертами и организациями. Аналитики всех рейтинговых агентств отмечают успешную бюджетную политику города и его финансовую стабильность.
Финансовые показатели Москвы в среднесрочной перспективе также сохранятся на уровне, значительно превышающем средний показатель по России. В частности, город характеризуется уверенным ростом доходов бюджета, низким уровнем долговой нагрузки и высоким качеством управления долгом на фоне улучшения его структуры.
К факторам, существенно повлиявшим на повышение кредитного рейтинга Москвы, также относятся повышение собираемости налогов и сборов, продолжающееся сокращение налоговой недоимки и дальнейшее улучшение прозрачности в области экономики и финансов.
Повышение рейтинга России и ее инвестиционной привлекательности способствовали притоку иностранных инвестиций, причем Москва в силу политической стабильности и устойчивой экономической динамики получила в 2003 году 46,8% направленных в Россию инвестиций или 13,9 млрд. долларов США.
Проводимое в России реформирование налоговой системы обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику и способствовало повышению темпов развития реального сектора. В то же время в 2001-2004 гг. произошло значительное сокращение налоговой доходной базы бюджетов субъектов РФ. По оценке, в сопоставимых условиях сумма налогов, зачисляемых в бюджет Москвы, сократилась на одну треть.
Развитие достаточно высокими темпами городских предприятий реального сектора смягчило последствия реформы. Тем не менее, доля налогов в доходах городского бюджета снизилась, так как потери были компенсированы увеличением доходов от городского имущества.
Структура бюджета города Москвы
(без учета средств, передаваемых из федерального бюджета)
проценты
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Налоговые доходы |
86,0 |
86,6 |
86,5 |
81,5 |
81,6 |
из них от общей суммы доходов: |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
21,8 |
35,3 |
31,0 |
33,1 |
37,3 |
Налог на доходы физических лиц |
15,8 |
19,1 |
23,2 |
25,8 |
30,4 |
Налог на имущество организаций |
5,5 |
7,0 |
8,3 |
7,4 |
5,0 |
Неналоговые доходы |
14,0 |
13,4 |
13,5 |
18,5 |
18,4 |
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Радикально изменилась структура налоговых поступлений. Теперь основную часть налоговых поступлений городского бюджета дают лишь два налога - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Их удельный вес в общей сумме налоговых поступлений вырос почти в 2 раза.
Положительная тенденция последних лет - снижение зависимости городского бюджета от результатов работы предприятий нефтегазового комплекса.
Доля поступлений от предприятий нефтегазового комплекса в налоговых и совокупных доходах бюджета Москвы
проценты
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Доля НГК в налоге на прибыль |
43,3 |
25,8 |
27,5 |
22,1 |
Доля налогов НГК в налоговых доходах |
17,7 |
15,6 |
16,6 |
11,0 |
Доля налогов НГК в совокупных доходах бюджета |
14,8 |
13,1 |
12,6 |
9,2 |
Несмотря на проблемы, связанные с налоговыми преобразованиями, Москве за счет системных и целевых мероприятий по развитию реального сектора экономики удалось сохранить устойчивость и наполняемость бюджета и обеспечить стабильное финансирование социальных и инвестиционных программ.
II. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы
Базовая задача предстоящего периода состоит в активизации всех факторов, обеспечивающих условия для динамичного роста валового регионального продукта Москвы с темпами не ниже 6% в целях удвоения ВРП, устойчивого повышения жизненного уровня граждан, сбалансированного решения узловых проблем города.
Рассматриваемые показатели будут обеспечиваться согласованными действиями всех звеньев городской системы управления по следующим приоритетным направлениям:
- реализация мер государственного воздействия, направленных на опережающий рост доходов всех групп населения по сравнению с инфляцией и расширение потребительского спроса на продукцию отечественных производителей;
- обеспечение эффективной занятости на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда;
- осуществление программ по социальной поддержке малодоходных групп населения, ветеранов, инвалидов, молодых семей и молодежи, улучшению демографической ситуации в городе, созданию современной материальной базы социальной сферы;
- поддержка реального сектора экономики и науки с целью расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, реализации рентабельных инновационных и инвестиционных проектов;
- проведение мероприятий по максимальной мобилизации доходов в бюджет города и экономии бюджетных средств;
- реформирование системы финансирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством, проведение сбалансированной ценовой и тарифной политики, увязанной с реформированием естественных монополий и жилищно-коммунального комплекса.
Общая численность населения Москвы по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 года составляет 10382,8 тыс. чел. Однако до настоящего времени официальными данными принята численность постоянного населения 8536 тыс. человек. В представленном прогнозе использована численность без учета данных переписи.
В предстоящие три года ожидается развитие позитивных демографических тенденций численности постоянного населения города. Реализация в предстоящие три года целевых городских программ по поддержке молодых семей, молодежи, лиц старших возрастов, мер по оздоровлению населения и улучшению качества жизни москвичей должны обеспечить ежегодное увеличение числа родившихся при сокращении общего числа умерших. И хотя, в силу возрастной структуры населения, число умерших все еще будет превышать число родившихся, естественная ежегодная убыль городского населения сократится с 50 до 30 тыс. человек.
За последние годы в городе сложилась устойчивая тенденция увеличения рождаемости. Так в 2003 году родилось 87 тыс. детей, что на 20,0 тыс. человек больше, чем в 1999 году. В результате в предстоящий период может увеличиться приток детей в детские дошкольные учреждения. Сокращение количества ведомственных детских садов с 1046 в 1991 году до 173 по состоянию на 1 января 2004 года и перепрофилирование многих из них может создать проблему с обеспечением детей местами в этих учреждениях.
В среднесрочной перспективе в городе сохранится высокий уровень занятости экономически активного населения. За предстоящий трехлетний период предусмотрено создать 60 тыс. новых рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит 0,8% от общего числа занятых в экономике города. Нехватка трудовых ресурсов в отдельных сферах экономики города потребует привлечения рабочей силы из других регионов. Миграционный приток сохранится достаточно высоким - на уровне 55-65 тысяч человек в год.
Реальный сектор экономики - основа благосостояния города - имеет устойчивую тенденцию развития. Промышленность Москвы занимает лидирующее положение в реальном секторе экономики не только города, но и России.
В Москве представлены предприятия практически всех отраслей промышленности за исключением добывающей и лесной. Три отрасли промышленности: пищевая промышленность, машиностроение и электроэнергетика - занимают почти 3/4 объема промышленного производства.
В целях дальнейшего развития экономики города, укрепления доходной базы бюджета, будет продолжена реализация мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий промышленного комплекса. Из бюджета города на мероприятия по поддержке промышленности планируется направить в 2004 году 2,9 млрд. рублей. Бюджетная поддержка этой отрасли экономики Москвы, направленная на расширение масштабов производства, создание конкурентоспособной, новой наукоемкой и высокотехнологичной продукции, предусматривается и в дальнейшем. Размещение городского заказа на конкурсной основе, как и в предыдущие годы, при прочих равных условиях, будет производиться на московских предприятиях.
Для сохранения рабочих мест и недопущения случаев недружественного поглощения предприятий в целях непромышленного использования земельных участков будет продолжена работа по подготовке нормативных документов города, защищающих имущественные права и производственные интересы московских промышленных предприятий.
При благоприятном развитии внешних и внутренних экономических факторов темпы роста промышленности города превысят 7,0%. Опережающими темпами будут развиваться: пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность. Положительные тенденции сохраняются в машиностроении и полиграфии.
Вместе с тем, подъем промышленности уже вызвал дефицит собственного производства электроэнергии, необходимость закупок энергии на ФОРЭМе. Поэтому особое значение приобретает программа московского правительства, направленная на повышение КПД собственных станций и развитие генерирующих мощностей с привлечением средств сторонних инвесторов.
Дальнейшая реализация программ по развитию и поддержке малого предпринимательства позволит повысить экономическую активность населения, обеспечить увеличение реальных доходов и потребительского спроса.
Предусматривается первоочередная поддержка малых предприятий, функционирующих в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве, экологии и инновационной сфере. Завершится реализация первого этапа Городской целевой программы по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. К 2007 году прогнозируется удвоение выпуска товаров и услуг малыми предприятиями.
В предстоящий период Москва останется привлекательным объектом для частных инвестиций.
Продолжается подъем на рынке недвижимости. Рост инвестиций в московскую недвижимость определяется в первую очередь высоким уровнем ее доходности.
Продолжится формирование предприятий крупных оптово-розничных сетевых компаний, строительство стационарных предприятий розничной торговли в районах внешнего пояса и вытеснение ими неорганизованного рынка.
Сохранится интерес инвесторов к строительству офисных помещений высшего и среднего класса, по меньшей мере, до ввода в действие объектов Москва-Сити.
Несмотря на возможное снижение доходности капвложений в строительство жилья, этот рынок сохранит привлекательность для крупных частных инвестиций. Этому способствует растущий уровень благосостояния москвичей, а также то обстоятельство, что средняя обеспеченность жилой площадью в городе все еще в 1,5 раза ниже европейских стандартов. В то же время к концу периода обострится проблема земельных участков под новое строительство.
За прошедшее десятилетие парк автомобилей в городе вырос в 3,3 раза и продолжает увеличиваться на 100-150 тыс. машин ежегодно.
Рост количества автомашин вызвал дефицит пропускной способности дорожной сети города, что повлекло падение скорости городского наземного транспорта, в т.ч. и общественного. Число автомашин на тысячу жителей в Москве быстро приближается к соответствующему показателю в европейских городах. В то же время плотность улично-дорожной сети в нашем городе в 2 раза ниже плотности сети улиц Лондона, Токио, Нью-Йорка и Парижа.
Сохранение, хотя и в значительно сокращенном размере, территориального дорожного фонда позволяет в предстоящем периоде завершить строительство новой радиальной магистрали - Краснопресненского проспекта и приступить к сооружению 4-го транспортного кольца.
Приоритетное значение в транспортной инфраструктуре города имеет метрополитен, развитие которого продолжает отставать от потребностей города более чем на 100 км. из-за недостаточного финансирования. В последние годы развитие Московского метрополитена обеспечивалось в основном за счет капиталовложений городского бюджета. Однако сокращение возможностей города вследствие федеральной налоговой реформы, сокращение федеральных субвенций на развитие метро проводят# не только к снижению темпов развития метрополитена, но и грозят потерей квалифицированных кадров в "Мосметрострое".
Прогнозируемый объем перевозок городским пассажирским транспортом составит 7,3 млрд. пассажиров в год. Для его обеспечения планируется осуществить строительство троллейбусных парков в Митино и Новокосино.
По прогнозным оценкам доходы городского пассажирского транспорта в 2004 году компенсируют только 57,1% затрат предприятий на перевозку пассажиров. В связи с этим сохраняется бюджетная поддержка общественного транспорта.
Для решения финансовых проблем городского пассажирского транспорта помимо предусматриваемых транспортными предприятиями мероприятий по экономии затрат (материальных, топливно-энергетических ресурсов и др.), предусматривается развитие автоматизированных систем оплаты проезда на метрополитене и наземном пассажирском транспорте.
С учетом федеральных прогнозных оценок в Москве ожидается следующая динамика роста оптовых цен: 2004 год - 109%; 2005 год - 109%; 2006 год - 109%; 2007 год - 108%. Рост потребительских цен составит соответственно 111%, 108,5%; 107,5% и 106%.
Определяющим фактором влияния на динамику цен промышленности и жилищно-коммунальных услуг остается федеральная политика регулирования цен естественных монополий. Согласно федеральному прогнозу прирост цен на газ по годам должен составить: в 2005 году - 20%; в 2006 - 11%; в 2007 - 8%; фактический рост тарифов в электроэнергетике в целом за 2005-2007 годы составит 17-24%.
В предстоящий период предусматривается ликвидация перекрестного субсидирования по коммунальным услугам и постепенное, с учетом роста доходов, увеличение размера платежей населения за названные услуги.
Реальные располагаемые доходы населения города в 2007 году увеличатся по сравнению 2003 годом на 45%.
В настоящее время оплата труда в социальной сфере все еще значительно отстает от среднегородской. Заработная плата в городском здравоохранении составляет 80% от средней по городу заработной платы, в образовании - 65%, социальном обеспечении - 60%.
Для повышения роста заработной платы в городской бюджетной (социальной) сфере столичное правительство с 1993 года сохраняет систему городских доплат к месячной тарифной ставке, установленной Россией для работников бюджетных организаций. В предстоящий период предусматривается опережающий по сравнению с инфляцией и с другими отраслями рост заработной платы работающих в бюджетных учреждениях и организациях, подведомственных Правительству Москвы, с доведением в перспективе минимального размера оплаты труда работников этих организаций до прожиточного минимума работающих москвичей.
В рамках Рабочей группы Правительства Москвы и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления будет обеспечено принятие оперативных мер по своевременной выплате заработной платы, а также по полному погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории города Москвы, не зависимо от их организационно-правовой формы.
На основании анализа исходных условий социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года, базовых параметров Генерального плана развития Москвы разработаны прогнозные показатели социально-экономического развития Москвы на 2005 год и на период до 2007 года.
Показатели |
годы |
2007 в % к 2003 |
|||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
Валовой региональный продукт |
106,0 |
106,0 |
106,0 |
106,0 |
126,2 |
Объем промышленной продукции |
108,0 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
132,3 |
Инвестиции в основной капитал |
104,0 |
105,0 |
105,0 |
104,5 |
119,8 |
Розничный товарооборот |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
117,0 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
111,0 |
108,5 |
107,5 |
106,0 |
137,2 |
Индекс оптовых цен в среднем за год |
109,0 |
109,0 |
109,0 |
108,0 |
139,9 |
Среднемесячная зарплата (рублей) |
10110 |
12540 |
15170 |
18060 |
в 2,2 раза |
в % к предыдущему году |
124,0 |
124,0 |
121,0 |
119,0 |
221,4 |
III. О перспективном финансовом плане Москвы на 2005-2007 годы
Определяющими для формирования налоговых доходов бюджета Москвы являются два налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Как показывает опыт предыдущих лет, налог на доходы физических лиц растет пропорционально росту заработной платы в городе.
Поступления налога на прибыль зависят главным образом от двух факторов - развития реального сектора городской экономики и ситуации в нефтегазовом комплексе.
В предстоящий период прогнозируется дальнейшее снижение зависимости городского бюджета от нефтегазового комплекса, так как, с одной стороны, сложились устойчивые тенденции развития промышленности и сферы услуг, с другой стороны, ряд факторов заставляет предполагать уменьшение размера прибыли нефтегазовых компаний.
К этим факторам относится:
- прогнозируемое большинством экспертов снижение в 2005 году на 10-15% цен на нефть;
- увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых;
- регулирование Правительством Российской Федерации размера экспортных пошлин на нефтепродукты.
Прогноз налоговых поступлений составлен в условиях действующего законодательства. Между тем дополнительные проблемы для городского бюджета могут возникнуть в связи с проектами снижения региональной ставки налога на прибыль, изменения ставок единого социального налога и отмены налога на рекламу.
Снижение налоговых поступлений вследствие федеральной налоговой реформы в последние годы в определенной мере компенсировалось увеличением доходов от использования городского имущества, причем в немалой степени продажей нежилых помещений и продажей долгосрочного права аренды земельных участков.
Дальнейшее использование этого ресурса в предстоящие годы имеет ряд ограничений. На 20% сократилась площадь нежилых помещений, находящихся в собственности города, причем за счет помещений, имеющих наибольшую коммерческую привлекательность, вследствие реализации арендаторами в 2002-2003 годах права на выкуп арендованных помещений в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Возможно сокращение арендной базы на земельных участках в ходе разграничения государственной собственности на землю - на федеральную и городскую.
В то же время проект финансового плана предусматривает, что в предстоящий период будут реализованы меры, обеспечивающие повышение эффективности городского имущества.
Ставки арендной платы за городские помещения будут более быстрыми темпами приближаться к рыночному уровню, чем ранее. Для этого в 2005 году по действующим договорам аренды предусматривается повышение ставок для малых предприятий не более чем на 25%, для остальных арендаторов не более чем на 50%, а в основном перейти к аукционной форме предоставления помещений в аренду победителю, предложившему максимальную ставку.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 443-ПП руководителям отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы запрещено вносить предложения по установлению ставок арендной платы в особом порядке после утверждения настоящего Прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета г. Москвы на 2005 г.
Более последовательные и жесткие меры должны быть приняты к взысканию задолженности в арендной плате (2,8 млрд. рублей) и к арендаторам, использующим городское имущество для извлечения прибыли из субаренды.
Продажа инвестиционных контрактов на жилищное строительство предусматривается в объеме 10 млрд. рублей, что является непростой задачей в связи с возможным падением доходности в этой сфере инвестиций.
Сокращение доходной базы городского бюджета заставляет определить приоритетные направления городских расходов.
В соответствии с ранее принятыми Правительством Москвы решениями проект финансового плана предусматривает опережающее в сравнении с другими отраслями городской экономики повышение заработной платы в отраслях социальной сферы с тем, чтобы довести оплату труда низшего разряда Единой тарифной сетки до прожиточного минимума.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Среднегодовой прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного населения (рублей) |
3020 |
3586 |
4226 |
4767 |
5353 |
5992 |
Затраты на заработную плату в социальной сфере (млрд. рублей) |
20,43 |
25,80 |
36,32 |
52,56 |
63,60 |
75,68 |
Темпы роста затрат на заработную плату (%%) |
162 |
126 |
141 |
145 |
121 |
119 |
Среднегодовая зарплата 1 разряда ЕТС в месяц (рублей) |
1220 |
1576 |
2058 |
2984 |
3610 |
4297 |
Доля среднегодовой зарплаты от ПМ |
40,3 |
42,8 |
48,7 |
62,6 |
67,4 |
71,7 |
Проект финансового плана предусматривает также постепенное увеличение затрат на городские доплаты к государственным пенсиям и пособия пенсионерам.
Возрастут затраты бюджета на субсидии малообеспеченным гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, за счет расширения круга лиц, которые будут иметь право на получение жилищной субсидии, а также затраты на возмещение убытков ресурсоснабжающих организаций из-за льгот по этим услугам. Будет сохранено финансирование за счет бюджета города работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Возрастут затраты на содержание и текущий ремонт жилья. Расширится практика применения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Предлагаемая динамика тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги учитывает прогнозируемый рост доходов населения, предложения федеральной энергетической комиссии по изменению цен на газ и электроэнергию, необходимость постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, а также возможности городского бюджета по дотированию жилищно-коммунальных услуг.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Среднегодовая плановая стоимость ЖКУ (без учета капремонта), руб. в расчете на кв.м в месяц |
13,69 |
20,26 |
26,75 |
35,82 |
40,30 |
47,93 |
54,68 |
61,83 |
Среднегодовая стоимость ЖКУ для населения, руб. в расчете на кв.м в месяц |
6,24 |
9,25 |
12,32 |
16,75 |
22,09 |
29,21 |
38,12 |
49,38 |
Количество семей, получающих жилищные субсидии (тыс.чел.) |
342,5 |
336,1 |
332,0 |
338,5 |
379,0 |
400,0 |
405,0 |
407,0 |
Индекс роста цен на ЖКУ для населения |
1,50 |
1,48 |
1,33 |
1,36 |
1,32 |
1,32 |
1,31 |
1,30 |
Средний размер субсидий на семью в месяц (рублей) |
79 |
128 |
187 |
255 |
580 |
900 |
1100 |
1400 |
Дотации из бюджета на содержание жилищного фонда, тепловую энергию, переработку ТБО (млрд.руб.) |
12,96 |
18,08 |
22,45 |
25,81 |
26,68 |
32,18 |
31,20 |
27,28 |
Дотации из бюджета по оплате льгот на жилищнокоммунальные услуги и жилищные субсидии (млрд.руб.) |
0,35 |
0,52 |
4,35 |
6,60 |
10,37 |
14,65 |
18,63 |
24,13 |
Динамика тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги предусматривает ликвидацию в 2005 году перекрестного субсидирования на услуги водоснабжения и водоотведения и тепловой энергии.
Дополнительные затраты бюджета по отрасли здравоохранение (в 2005 году - более 5,5 млрд. рублей) потребуются в связи с тем, что темпы роста доходов городского фонда медицинского страхования существенно ниже темпов роста заработной платы в здравоохранении.
Сокращение объема финансовых ресурсов города в связи с изменением налоговой системы и сохранение в этих условиях социальной политики Правительства Москвы, в том числе ее направлений на поддержку малообеспеченных категорий населения и на улучшение условий труда работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, потребует в предстоящие годы укрепления финансовой дисциплины, а также рационального и эффективного использования выделяемых бюджетных средств во всех отраслях городского хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.