г. Тюмень |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А27-15838/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" на решение от 10.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (Обухова Г.П.) и постановление от 02.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х, Скачкова О.А.) по делу N А27-15838/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" (630096, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, 81, ИНН 5405452318, ОГРН 1125476056452) к Кемеровской таможне (650055, Кемеровская область, город Кемерово, улица Сарыгина, 36, ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" (далее - ООО "СВТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Кемеровской таможни (далее - таможня, административный орган) от 17.10.2013 N 10608000-280/2013 (далее - постановление от 17.10.2013) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб.
Решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено частично. Постановление от 17.10.2013 признано незаконным в части назначения обществу административного наказания по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб. Постановление от 17.10.2013 в этой части изменено, размер штрафа по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ снижен до 100 000 руб. В остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Постановлением от 02.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым постановление от 17.10.2013 признано незаконным в части назначения обществу административного наказания по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб. Постановление от 17.10.2013 в этой части изменено, размер штрафа по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ снижен до 100 000 руб. В остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.
ООО "СВТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10.12.2013 и постановление 02.04.2013 в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у общества отсутствовала обязанность по предоставлению железнодорожных накладных, как при подаче таможенной декларации, так и после таможенного оформления экспортируемого товара. Кроме того в рассматриваемом случае суды должны были руководствоваться статьёй 232 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), поскольку уголь является товаром, не облагаемым таможенными пошлинами.
В отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда, таможня просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 11.06.2013 ООО "СВТ" на Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни была подана временная таможенная декларация N 10608060/110613/0000558 (далее - ВТД) для вывоза с таможенной территории Таможенного союза экспортируемого товара - уголь каменный для энергетических целей - антрацит марки ТОМСШ, код товара 2701119000 (далее - товар), общим весом брутто/нетто 5 100 000 кг, фактурной стоимостью 510 000 долларов США, реализованного обществом по внешнеторговому контракту от 05.06.2013, заключённому с компанией В.А. ENERGY LTD, Никосия, Кипр.
В ходе проверки таможенной декларации и сопутствующих документов административным органом установлено, что в железнодорожных накладных отсутствуют необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, о количестве принятых к перевозке товаров).
07.06.2013 общество направило в адрес таможни заявление, в котором обязалось представить ей железнодорожные накладные по каждой отправке, содержащие необходимые для таможенных целей недостающие сведения в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товара к перевозке. Аналогичное обязательство обществом изложено в графе "44" ВТД.
Поскольку в установленный срок документы необходимые для проведения таможенного контроля представлены не были, административный орган возбудил в отношении общества производство по делу об административном правонарушении.
По результатам административного расследования таможней составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2013 N 10608000-280/2013 и вынесено постановление от 17.10.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным и изменяя постановление от 17.10.2013 в части назначения административного наказания апелляционный суд исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза регламентирован статьёй 214 Закона N 311-ФЗ.
В силу части 2 названной статьи применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
Одним из таких условий является представление при таможенном декларировании товаров документов, предусмотренных статьёй 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), в том числе транспортных (перевозочных) документов (подпункт 3 пункта 1).
Частью 8 статьи 208 Закона N 311-ФЗ установлено, что в том случае, если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Декларант представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок.
В целях реализации положений таможенного законодательства, связанных с порядком таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, при декларировании товаров путём подачи периодической (в том числе временной) таможенной декларации, Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации издано распоряжение от 27.05.2004 N 246-р "Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом" (далее - распоряжение N 246-р). Данное распоряжение зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2004, N 5895.
Согласно пункту 1 распоряжения N 246-р, если декларирование товаров производится с подачей периодической (в том числе временной) таможенной декларации, таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся станции погрузки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, принимаются транспортные (перевозочные) документы (железнодорожные накладные) на все товары, планируемые к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в течение указанного в таможенной декларации периода времени, в которых отсутствуют отдельные сведения, характеризующие каждую отправку товаров железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров), не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия железной дорогой товаров к перевозке.
За непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей для юридических лиц.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что общество обязалось предоставить таможне копии железнодорожных накладных не позднее 5 рабочих дней после принятия железной дорогой товаров к перевозке, что подтверждается заявлением общества (исх. от 07.06.2013 N 12) и записью в графе "44" ВТД.
Таможня в графе "D" ВТД разрешила декларанту представить железнодорожные накладные не позднее 5 рабочих дней со дня принятия товаров железной дорогой к перевозке.
Исходя из этих обстоятельств апелляционный суд правильно признал, что в соответствии со статьями 183, 188 Таможенного кодекса на общество была возложена обязанность по представлению в административный орган железнодорожных накладных, а таможней в силу положений статьи 183 Таможенного кодекса, распоряжения N 246-р и обязательства декларанта установлен срок для исполнения обществом данной обязанности.
Согласно повагонной спецификации от 27.08.2013 N 1, представленной обществом на Прокопьевский таможенный пост вместе с полной и надлежащим образом оформленной декларацией на товары (далее - ПВД) N 10608060/110613/0000558, вывозимые товары приняты железной дорогой к перевозке 18.06.2013.
Установив, что сведения о номере железнодорожных накладных на товар-уголь каменный для энергетических целей, отгруженный по ВТД, также как и сведения о количестве принятых к перевозке товаров, содержащиеся в оформленных железнодорожных накладных, общество представило таможне только после фактического вывоза товара с таможенной территории Таможенного Союза, в день подачи ПВД - 27.08.2013, апелляционный суд пришёл к обоснованному выводу о нарушении обществом установленного срока предоставления необходимых для проведения таможенного контроля документов на 62 дня.
В связи с этим правомерен вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции правильно отметил, что исходя из содержания поданного обществом в таможню заявления от 07.06.2013 оно знало о возможных негативных последствиях в виде привлечения его к административной ответственности по статье 16.12 КоАП РФ в случае несвоевременного предоставления этих документов.
Доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований таможенного законодательства обществом в материалы дела не представлено.
Проверив полномочия таможни, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности, судом не установлено нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В части снижения размера административного штрафа, назначенного таможней, до 100 000 руб. судебный акт не обжалуется.
Довод общества о необходимости применения к спорным правоотношениям норм статьи 232 Закона N 311-ФЗ был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и обоснованно им отклонён.
В силу части 1 статьи 208 Закона N 311-ФЗ перечни документов, на основании которых заполнена декларация на товары и которые должны быть представлены в таможенный орган одновременно с декларацией на товары, установлены статьями 183, 240, 253, 265, 294, 299 и 308 Таможенного кодекса. В зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров и лиц соответствующий сокращённый перечень документов устанавливается статьёй 232, частью 3 статьи 248, частью 4 статьи 269, статьями 279 и 283 Закона N 311- ФЗ.
Согласно части 1 статьи 232 Закона N 311-ФЗ при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, их декларирование и выпуск осуществляются в упрощённом порядке с учётом особенностей, установленных данной статьёй.
Таким образом, статьёй 232 Закона N 311-ФЗ предусмотрен упрощённый порядок декларирования и выпуска при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Декларируя такой товар в порядке названной статьи, экспортеру необходимо представить в таможенный орган полную и надлежащим образом оформленную декларацию с сокращённым перечнем документов.
Как правильно отметил апелляционный суд, в такой декларации должны
содержаться точные сведения, перечисленные в статье 181 Таможенного кодекса, в том числе сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, о наименовании товаров, количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, наименование страны назначения. Данные сведения необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счёт исполнения конкретной внешнеэкономической сделки (часть 2 статьи 232 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует и судами установлено, что при вывозе товара общество представило временную таможенную декларацию.
Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза регламентирован статьёй 214 Закона N 311-ФЗ.
Из положений этой статьи следует, что предусмотренный данной правовой нормой особый порядок декларирования применяется при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, как облагаемых, так и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о вывозимых товарах, в том числе об их количестве.
При этом согласно части 3 статьи 214 Закона N 311-ФЗ в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами, временное периодическое таможенное декларирование разрешается не во всех случаях, а при одновременном соблюдении перечисленных в данной правовой норме условий, связанных с добросовестностью декларанта и длительностью осуществления им внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, временное периодическое декларирование разрешается в любом случае, когда отгрузка товаров осуществляется не одномоментно, а партиями в течение определённого периода времени, ввиду чего декларант заявляет сведения исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров (часть 6 статьи 214 Закона N 311-ФЗ).
Частью 14 статьи 214 Закона N 311-ФЗ для товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, установлен более длительный период фактического вывоза - до истечения восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары (а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами, - до истечения шести месяцев).
Исходя из анализа правовых норм Закона N 311-ФЗ апелляционный суд правильно счёл, что статья 214 данного Закона является специальной правовой нормой по отношению к статье 232 этого же Закона.
Иное толкование норм статьи 232 Закона N 311-ФЗ без учёта положений статьи 214 этого же Закона может привести к бесконтрольному в количественном отношении вывозу товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза и, как следствие, отразится на экономической стабильности стран участников Таможенного союза.
Довод общества о неправомерном применении к спорным правоотношениям распоряжения N 294-р был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и обоснованно им отклонён.
Пунктом 3 статьи 322 Закона N 311-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительской власти, принятые до дня вступления в силу названного Закона, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Распоряжение N 246-р не утратило силу и положения его пункта 1 не признаны противоречащими таможенному законодательству.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с выводами суда апелляционной инстанций, которые сделаны судом на основе оценки доказательств с учётом конкретных обстоятельств дела, также не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку переоценка имеющихся в деле доказательств и выводов суда согласно положениям главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 02.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15838/2013 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа правовых норм Закона N 311-ФЗ апелляционный суд правильно счёл, что статья 214 данного Закона является специальной правовой нормой по отношению к статье 232 этого же Закона.
Иное толкование норм статьи 232 Закона N 311-ФЗ без учёта положений статьи 214 этого же Закона может привести к бесконтрольному в количественном отношении вывозу товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза и, как следствие, отразится на экономической стабильности стран участников Таможенного союза.
...
Пунктом 3 статьи 322 Закона N 311-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительской власти, принятые до дня вступления в силу названного Закона, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Распоряжение N 246-р не утратило силу и положения его пункта 1 не признаны противоречащими таможенному законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2014 г. N Ф04-4775/14 по делу N А27-15838/2013