г. Тюмень |
|
8 октября 2014 г. |
Дело N А81-5451/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Кадниковой О.В.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу внешнего управляющего открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства" Сентюрина Михаила Владимировича на определение от 23.05.2014 (судья Беспалов М.Б.) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 07.08.2014 (судьи Смольникова М.В., Зорина О.В., Семёнова Т.П.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5451/2011 о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" (Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, проспект Мира, 61, ИНН 8905045700, ОГРН 1098905000875) по заявлению внешнего управляющего открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства" Сентюрина Михаила Владимировича о разрешении разногласий.
В заседании приняли участие представители Сентюрина Михаила Владимировича Березина М.В. по доверенности от 22.05.2013, департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа Николаевский А.В. по доверенности от 05.03.2014.
Суд установил:
внешний управляющий открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства" (далее - ОАО "УЖХ") 09.12.2013 обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о разрешении разногласий, возникших относительно очерёдности удовлетворения требований об уплате административных штрафов, просил признать требования Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об уплате административных штрафов, возникших за период проведения внешнего управления ОАО "УЖХ", подлежащими удовлетворению в порядке пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.20.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением суда от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2014, в удовлетворении заявления внешнего управляющего ОАО "УЖХ" отказано.
С определением от 23.05.2014 и постановлением от 07.08.2014 не согласился внешний управляющий ОАО "УЖХ", в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт о признании требований Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об уплате административных штрафов, возникших за период проведения процедуры внешнего управления ОАО "УЖХ", подлежащими удовлетворению в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Заявитель считает, что требования об уплате административных штрафов, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очерёдности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве. К правоотношениям сторон, по мнению внешнего управляющего ОАО "УЖХ", подлежат применению разъяснения, содержащиеся в пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25).
Представитель заявителя в судебном заседании изложенные в кассационной жалобе доводы поддержал.
Представитель департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой не согласился, считает судебные акты законными, так как административные штрафы наложены на должника за правонарушения, совершённые в период проведения процедуры внешнего управления, в связи с чем подлежат уплате в составе текущих платежей четвёртой очереди в соответствии с частью 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность определения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что определением суда от 19.07.2012 по настоящему делу в отношении ОАО "УЖХ" введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, внешним управляющим должником утверждён Сентюрин М.В.
Постановлениями государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа ОАО "УЖХ" признано виновным в совершении в период с 17.09.2012 по 15.11.2013 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5, статьёй 7.22, статьёй 7.23, статьёй 19.7, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должнику назначены наказания в виде административных штрафов.
Внешний управляющий должником, посчитав, что требования об уплате административных штрафов независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения к ответственности не являются текущими платежами, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очерёдности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Статьёй 2 Закона о банкротстве установлено, что к обязательным платежам относятся: налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Принимая во внимание изложенные нормы, учитывая, что административные правонарушения по требованиям государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа совершены после возбуждения дела о банкротстве в отношении должника, суды правомерно признали требования текущими.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными, исходя из вышеизложенных норм права.
Ошибочной является ссылка внешнего управляющего ОАО "УЖХ" на Постановление N 25, поскольку названное постановление принято до внесения изменений в Закон о банкротстве Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с внесённым данным Законом изменениями в Закон о банкротстве следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", согласно которым требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
В настоящем споре разногласия между внешним управляющим ОАО "УЖХ" и Государственной жилищной инспекцией Ямало-Ненецкого автономного округа возникли в связи с установлением очерёдности санкций за административные правонарушения, совершённые в процедуре внешнего управления, то есть в отсутствие каких-либо денежных обязательств должника. В связи с тем, что штрафные санкции начислены должнику после возбуждения дела о банкротстве, такие требования относятся к текущим платежам.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии судебных актов арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявления арбитражного управляющего о признании требований государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об уплате административных штрафов, возникших за период проведения процедуры внешнего управления ОАО "УЖХ", подлежащими удовлетворению в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, не допустили нарушений норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 23.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 07.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5451/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу внешнего управляющего открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ошибочной является ссылка внешнего управляющего ОАО "УЖХ" на Постановление N 25, поскольку названное постановление принято до внесения изменений в Закон о банкротстве Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с внесённым данным Законом изменениями в Закон о банкротстве следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", согласно которым требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
...
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии судебных актов арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявления арбитражного управляющего о признании требований государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об уплате административных штрафов, возникших за период проведения процедуры внешнего управления ОАО "УЖХ", подлежащими удовлетворению в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, не допустили нарушений норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2014 г. N Ф04-3139/13 по делу N А81-5451/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3139/13
26.08.2014 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11
14.08.2014 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3139/13
07.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6368/14
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3139/13
17.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1969/13
17.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2570/13
26.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1969/13
16.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1969/13
20.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2570/13
11.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1969/13
04.02.2013 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11
18.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1969/13
18.09.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11
10.07.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11
09.07.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11
21.06.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5451/11