г. Тюмень |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А45-1086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Мэрии города Новосибирска на постановление от 25.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А45-1086/2014 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 4, ИНН 5406268216, ОГРН 1035402518986) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании недействительным постановления.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (до перерыва судья Кладова Л.А., после перерыва судья Нахимович Е.А.) в заседании участвовали представители:
от открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" - Красавина О.Ю. по доверенности от 09.01.2014;
от Мэрии города Новосибирска - Харламов А.В. по доверенности от 30.12.2013, Савоськин А.А. по доверенности от 30.12.2013 (после перерыва).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным постановления Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 16.12.2013 N 11833 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей по улице Некрасова, 80 в Центральном районе" (далее - постановление от 16.12.2013 N 11833).
Решением от 31.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 25.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Постановление от 16.12.2013 N 11833 признано недействительным.
Мэрия обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 25.06.2014 отменить, оставить в силе решение от 31.03.2014.
По мнению мэрии, вывод суда апелляционной инстанции о том, что обязанность по содержанию бесхозяйных объектов может быть возложена лишь на подведомственное специализированное муниципальное предприятие в зависимости от вида сетей, противоречит положениям части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Податель кассационной жалобы считает, что владение обществом на основании договора аренды сетями, которые непосредственно соединены с бесхозяйными сетями, не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку фактическую эксплуатацию указанных сетей осуществляет именно общество.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании 16.10.2014 был объявлен перерыв до 22.10.2014 до 11 часов 15 минут (время тюменское).
После перерыва общество заявило ходатайство о приобщении к материалам дела уведомления муниципального унитарного предприятия "Энергия" города Новосибирска (далее - МУП "Энергия") от 24.06.2014 N 1071 о расторжении с обществом с 01.01.2015 договора аренды имущества от 31.12.2003 N 31/12.
Мэрия возражает против удовлетворения ходатайства.
Поскольку в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению обстоятельств и оценке представленных доказательств, названное уведомление создано после рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отказывает в удовлетворении заявленного обществом ходатайства.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением от 16.12.2013 N 11833 мэрия определила общество теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей по улице Некрасова, 80 в Центральном районе.
Полагая, что у мэрии отсутствовали правовые основания для принятия постановления от 16.12.2013 N 11833, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что постановление от 16.12.2013 N 11833 принято мэрией в рамках ее полномочий во исполнение требований Закона о теплоснабжении; заключение в отношении бесхозяйной вещи какого-либо гражданско-правового договора до определения ее собственника не представляется возможным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции счел, что мэрия вправе возложить обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей на подведомственное специализированное муниципальное предприятие; передача бесхозяйных тепловых сетей в управление коммерческой теплосетевой организации возможна только на основании гражданско-правового договора.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
К числу вопросов местного значения городского округа Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит организацию в границах городского округа теплоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 16, пункт 4.2 част 1 статьи 17).
Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения городских округов направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, от 29.03.2011 N 2-П).
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Исходя из названных норм права орган местного самоуправления наделен полномочиями по выбору теплосетевой организации или теплоснабжающей организации в административном порядке путем издания соответствующего ненормативного акта. С момента издания органом местного самоуправления такого акта на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию - возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков сетей, поскольку именно они обязаны осуществлять надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.
Таким образом, реализация предусмотренного частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении полномочия органом местного самоуправления по определению теплосетевой организации или теплоснабжающей организации с целью возложения на нее обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков служит одним из проявлений дискреционных полномочий органов местного самоуправления, необходимых для надежного и бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией.
С учетом изложенного выводы апелляционного суда о том, что мэрия вправе возложить обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей только на подведомственное специализированное муниципальное предприятие, а передача бесхозяйных тепловых сетей в управление коммерческой теплосетевой организации возможна только на основании гражданско-правового договора, основаны на ошибочном толковании части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Судами установлено, что общество является сетевой организацией, эксплуатирующей тепловые сети на основании договора аренды имущества от 31.12.2003 N 31/12, заключенного с МУП "Энергия", которые непосредственно соединены со спорным участком бесхозяйных тепловых сетей.
Данные обстоятельства подтверждены представителем общества в судебном заседании в суде кассационной инстанции.
Факт нахождения тепловых сетей, которые непосредственно соединены с бесхозяйным участком тепловых сетей, в аренде у общества, как верно отметил суд первой инстанции, не имеет правового значения.
Исходя из смысла части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями. При этом не имеет правового значения, кто является собственником сетей, эксплуатируемых сетевой организацией, поскольку собственник этих сетей не является сетевой организацией.
Законодательством о теплоснабжении не предусмотрена возможность присвоения статуса теплосетевой организации одновременно нескольким организациям в отношении одних и тех же тепловых сетей.
С учетом этого ссылка общества на Порядок выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, утвержденный постановлением мэрии от 16.05.2011 N 4074, в качестве подтверждения права мэрии возложить обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей только на подведомственное специализированное муниципальное предприятие является несостоятельной.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что на общество оспариваемым постановлением мэрии возложена обязанность по содержанию и обслуживанию трубопроводов холодного водоснабжения, не подтверждается материалами дела.
Из составленного 10.10.2013 с участием представителей общества акта обследования технического состояния теплотрассы от ЦТП-ц01 до наружной стены здания прокуратуры по адресу: улица Некрасова, 80, следует, что обследуется участок указанной теплотрассы, в составе которой трубопровод В1 выходит из ЦТП-ц01 и входит в здание прокураты.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что названный трубопровод не относится к бесхозяйной теплотрассе, в отношении которой мэрией принято постановление от 16.12.2013 N 11833.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, выполняя возложенную на органы местного самоуправления Законом о теплоснабжении обязанность, мэрия при принятии оспариваемого постановления действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств реального нарушения его прав оспариваемым постановлением.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого постановления мэрии требованиям является правильным. Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.
То обстоятельство, что договор аренды имущества от 31.12.2003 N 31/12, заключенный между обществом и МУП "Энергия", прекращает свое действие 31.12.2014 не свидетельствует о незаконности принятия мэрией 16.12.2013 оспариваемого постановления.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1086/2014 Арбитражного суда Новосибирской области отменить в части признания недействительным постановление Мэрии города Новосибирска от 16.12.2013 N 11833 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей по улице Некрасова, 80 в Центральном районе" и взыскать с Мэрии города Новосибирска в пользу открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1000 рублей.
Решение суда от 31.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области по этому делу оставить в силе.
В остальной части постановление от 25.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями. При этом не имеет правового значения, кто является собственником сетей, эксплуатируемых сетевой организацией, поскольку собственник этих сетей не является сетевой организацией.
...
Из составленного 10.10.2013 с участием представителей общества акта обследования технического состояния теплотрассы от ЦТП-ц01 до наружной стены здания прокуратуры по адресу: улица Некрасова, 80, следует, что обследуется участок указанной теплотрассы, в составе которой трубопровод В1 выходит из ЦТП-ц01 и входит в здание прокураты.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что названный трубопровод не относится к бесхозяйной теплотрассе, в отношении которой мэрией принято постановление от 16.12.2013 N 11833.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, выполняя возложенную на органы местного самоуправления Законом о теплоснабжении обязанность, мэрия при принятии оспариваемого постановления действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств реального нарушения его прав оспариваемым постановлением."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2014 г. N Ф04-10152/14 по делу N А45-1086/2014