г. Тюмень |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А03-3608/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калина" на решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А03-3608/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" (643, 656056, 22, город Барнаул, проспект Комсомольский, 45а, ОГРН 1082225004839, ИНН 2225094604) к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (643, 656035, 22, город Барнаул, проспект Ленина, 59, ОГРН 1022200912029, ИНН 2221020369) о признании незаконными действий и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия исполнительных листов.
Другие лица, участвующие в деле: Управление по делам администрации Алтайского края (643, 656035, 22, город Барнаул, проспект Ленина, 59, ОГРН 1022200920554, ИНН 2221020520).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Калина" - Логунов Ф.Ф. по доверенности от 30.06.2014,
от Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - Карионов Е.А. по доверенности от 20.02.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет администрации), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по делам Администрации Алтайского края (далее - Управление администрации), о признании незаконными действий, выразившихся в возврате исполнительных листов от 25.10.2013 АС N 006780137, от 18.12.2013 АС N 003256259 уведомлениями от 17.01.2014 N 06-14-09/ПР/1 и N 06-14-09/ПР/2, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия исполнительных листов (с учетом объединения дел в одно производство определением от 21.05.2014 Арбитражного суда Алтайского края и уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение. Жалоба мотивирована тем, что по результатам рассмотрения дела в арбитражных судах сложилась ситуация, при которой судебные акты о взыскании судебных расходов с Администрации Алтайского края (далее - Администрация) являются неисполнимыми, поскольку от всех уполномоченных органов получен отказ в принятии исполнительных листов.
Комитет администрации возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Общество в рамках дела N А03-1812/2012 обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации о признании незаконным решения от 10.01.2012 N 16 об отказе в переводе принадлежащего Обществу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Решением от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1812/2012 требования Общества удовлетворены в полном объеме; определением от 02.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края с Администрации в пользу Общества взыскано 134 000 руб. судебных расходов.
На основании указанного определения Арбитражного суда Алтайского края был выдан исполнительный лист АС N 003256259 от 18.12.2013, который с целью исполнения был предъявлен в Комитет администрации.
17.01.2014 указанный исполнительный лист был возвращен заявителю (уведомление о возвращении исполнительного документа N 06-14-09/ПР/2), на том основании, что лицевой счет Администрации не открыт в Комитете администрации.
В рамках дела N А03-19643/2012 Арбитражного суда Алтайского края Общество обратилось с заявлением к Администрации о признании незаконными действий по повторному рассмотрению обращения Общества о переводе земельного участка в другую категорию, признании незаконным решения Администрации об отказе по новым основаниям в переводе земельного участка в другую категорию, содержащееся в письме от 10.09.2012 N 5094.
Решением от 07.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19643/2012 заявленные требования удовлетворены, в том числе с Администрации взыскано 2 000 руб. в счет возмещения расходов на оплату Обществом госпошлины.
На основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист от 25.10.2013 АС N 006780137 на взыскание с Администрации в пользу Общества расходов, понесенных на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб., который с целью исполнения был предъявлен в Комитет администрации.
17.01.2014 указанный исполнительный лист был возвращен заявителю (уведомление о возвращении исполнительного документа N 06-14-09/Г1Р/1) на том основании, что лицевой счет Администрации не открыт в Комитете администрации.
Не согласившись с указанными действиями Комитета администрации, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, ссылаясь, в том числе на положения статей 166.1, 215.1, 242.1, 242.2, 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), признали законными действия Комитета администрации по возврату Обществу исполнительных листов, при этом исходили из следующего:
- главой 24.1 БК РФ установлен различный порядок списания бюджетных средств в зависимости от категории исполнительного документа (пункт 3 статьи 242.2, пункт 1 статьи 242.4);
- предметом спора по делам N N А03-19643/2012 и А03-1812/2012 являлось не причинение государственным органом, органом местного самоуправления вреда юридическому лицу, а признание незаконными решений Администрации; то есть, являясь заинтересованным лицом по указанным делам, Администрация выступала как орган государственной власти, обладающий правами юридического лица, на который распространяются особенности правового положения казенных учреждений;
- в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов в орган федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; материалами дела установлено, что в Комитете администрации лицевой счет Администрации не открыт.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В механизм судебной защиты в целом входит и право на исполнение судебных актов (завершающая стадия судебного процесса).
В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если АПК РФ не предусмотрено иное, на основании выданного арбитражным судом исполнительного листа.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
При этом неуказание в исполнительном листе арбитражного суда о взыскании задолженности с казны субъекта Российской Федерации не изменяет порядок исполнения исполнительного документа и не может служить основанием для возврата исполнительного листа органом, осуществляющим вышеуказанные функции.
По делам Арбитражного суда Алтайского края N N А03-19643/2012 и А03-1812/2012 предметом спора являлись действия Администрации, осуществляемые от имени публично-правового образования (субъекта Российской Федерации - Алтайского края) во исполнение статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 79-80 Устава (Основного Закона) Алтайского края, положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в связи с чем порядок исполнения судебных актов по вышеуказанным делам определяется статьей 242.2 БК РФ.
Учитывая предмет спора по делам Арбитражного суда Алтайского края N N А03-19643/2012 и А03-1812/2012, а также положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 94-ЗС "Об администрации Алтайского края", кассационная инстанция считает необоснованным вывод судов о статусе Администрации как казенного учреждения.
На основании изложенного кассационная инстанция соглашается с доводом Общества, что именно Комитет администрации является уполномоченным органом по исполнению предъявленных исполнительных листов, а у судов первой и апелляционной инстанций не было правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены вышеперечисленные нормы главы 24.1 БК РФ (статья 242.2 БК РФ) применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 6 000 руб. подлежат взысканию с Комитета администрации.
В порядке части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины выдает Арбитражный суд Алтайского края.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3608/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по возврату исполнительных листов АС N 006780137 от 25.10.2013, АС N 003256259 от 18.12.2013, выданных Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-19643/2012 и по делу N А03-1812/2012 соответственно.
Обязать Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике принять к исполнению вышеназванные исполнительные листы.
Взыскать с Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калина" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая предмет спора по делам Арбитражного суда Алтайского края N N А03-19643/2012 и А03-1812/2012, а также положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 94-ЗС "Об администрации Алтайского края", кассационная инстанция считает необоснованным вывод судов о статусе Администрации как казенного учреждения.
...
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены вышеперечисленные нормы главы 24.1 БК РФ (статья 242.2 БК РФ) применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
...
решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3608/2014 отменить."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2014 г. N Ф04-11350/14 по делу N А03-3608/2014