г. Тюмень |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А46-3663/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-3663/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (644090, Омская область, г. Омск, пр-кт Менделеева, д. 23, корп. А, кв. 96, ИНН 5501081730, ОГРН 1045501029463) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным решения администрации и оспаривании бездействия Департамента.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Мартыненко Ю.В.) в заседании участвовали: представитель администрации города Омска Исенкова И.А. по доверенности от 08.09.2014; представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска Немыкина К.С. по доверенности от 11.06.2014; директор общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" Николаев А.В. на основании решения N 6 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" от 26.09.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (далее - ООО "ВЕГА", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Омска (далее - администрация) и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению общества;
- обязать департамент принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, порядок и сроки подготовки документации, ее содержание, действия по обеспечению подготовки документации. Обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229;
- признать недействительным постановление администрации от 03.03.2014 N 286-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части пункта 2 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (приложение к постановлению администрации от 03.03.2014);
- обязать администрацию принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из нее территориальную зону Ж3 в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229.
Заявленные требования мотивированы ссылкой на статью 198 АПК РФ, статьи 1, 33, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 2, 6, 7, 17, 18, 34, 35 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "ВЕГА".
Администрация обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а постановление апелляционного суда подлежащим отмене, поскольку при его принятии судом были нарушены нормы материального и процессуального права. Обжалуемый судебный акт вынесен при несоответствии выводов, изложенных в постановлении суда, обстоятельствам дела.
Администрация указывает, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 9 ГрК РФ). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (пункт 3 статьи 9 ГрК РФ).
Заявитель отмечает, что подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Отсюда следует, что заявитель не лишен возможности самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и предъявить ее в орган местного самоуправления, соответственно, нельзя считать нарушенными какие-либо права заявителя в части подготовки документации по планировке территории (в связи с возможностью их реализации заявителем самостоятельно).
Администрация полагает, что в рассматриваемой ситуации заявителем был избран ненадлежащий способ защиты нарушенного, по его мнению, права. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по разработке новой документации по планировке территории при наличии уже утверждённой. Если заявитель полагает, что утвержденная постановлением администрации от 10.09.2010 N 805-п документация по планировке территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 не соответствовала нормам действующего законодательства, заявитель вправе был оспорить ее в судебном порядке.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв департамента на кассационную жалобу, который во внимание не принимается в связи с отсутствием доказательств направления его лицам, участвующим в деле.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ВЕГА" просит кассационную жалобу администрации оставить без удовлетворения, а постановление апелляционного суда - без изменения.
Представитель администрации в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель департамента в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает доводы кассационной жалобы администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО "ВЕГА" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что 05.11.2008 ООО "ВЕГА" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка по улице Волгоградской в районе дома N 8 в Кировском административном округе города Омска, примерной площадью 5 000 кв. м (площадь застройки 3 000 кв. м, этажность 3, площадь парковки 500 кв. м, площадь открытой спортивной площадки и игровой площадки 1 500 кв. м), для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план г. Омска от 25.07.2007), территория, на которой находится обозначенный выше земельный участок, отнесена к зоне многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки.
В нарушение статьи 31 ЗК РФ департамент не совершил действий по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка для строительства на основании заявления ООО "ВЕГА", в связи с чем общество обратилось в Арбитражный суд Омской области за защитой своих прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2009 по делу N А46-269/2009, вступившим в законную силу, требования ООО "ВЕГА" удовлетворены полностью.
Бездействие департамента, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по улице Волгоградская в Кировском административном округе городе Омска примерной площадью 5 000 кв. м для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, признано незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав общества указанным судебным актом на департамент возложена обязанность в трехмесячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу:
- обеспечить выбор земельного участка по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска примерной площадью 5 000 кв. м для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном согласно заявлению ООО "ВЕГА", поданному 05.11.2008 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области;
- оформить в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области все необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
Указанное решение также мотивировано отсутствием установленных законом препятствий для обеспечения выбора соответствующего земельного участка и для предварительного согласования места размещения указанного заявителем объекта.
На основании решения суда по делу N А46-269/2009 департаментом оформлен акт о выборе земельного участка для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска с предусмотренным законодательством пакетом документов.
Данный акт 15.01.2010 вместе с приложениями был передан департаментом в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (являвшееся в тот период уполномоченным органом государственной власти на территории Омской области по принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства).
На основании поступивших документов Главным управлением по земельным ресурсам Омской области принято распоряжение от 01.02.2010 N 251-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска" в связи с отрицательным заключением Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Омской области (далее - УГИБДД УВД по Омской области) о возможности размещения обозначенного объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
ООО "ВЕГА" вынуждено было вновь обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2010 по делу N А46-4426/2010 требования общества удовлетворены. Распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.02.2010 N 251-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска" признано судом незаконным, в связи с его несоответствием ЗК РФ, пункту 5 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
При этом постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по делу N А46-4426/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.2011, на Главное Управление по земельным ресурсам Омской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение по заявлению ООО "ВЕГА" о предварительном согласовании места размещения детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
В рамках дела N А46-4426/2010 арбитражные суды исходили из того, что письмо УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3379 не может рассматриваться как "отрицательное заключение государственного надзорного органа", поскольку в данном письме УГИБДД УВД по Омской области указало на невозможность строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в связи с невозможностью размещения парковочных мест, но данный вывод не основан на конкретных данных, в связи с чем у уполномоченного органа (Главного управления по земельным ресурсам Омской области) отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска.
Принимая во внимание судебные акты, состоявшиеся по делу N А46-4426/2010, Главное управление по земельным ресурсам Омской области приняло распоряжение от 14.08.2012 N 1945-р, которым земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, площадью 5 000 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 35 м по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Волгоградская, дом 8, предоставлен обществу в аренду сроком на три года, для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном.
На основании указанного распоряжения с ООО "ВЕГА" заключен договор N Д-КР-31-10182 аренды земельного участка с разрешенным использованием - для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, предоставленного обществу в аренду, соответствовал виду зоны территории, на которой он расположен, определенному Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007, как на момент обращения общества с заявлением о выборе такого участка, так и на момент его предоставления ООО "ВЕГА" в аренду. Данное соответствие имеет место и в настоящее время.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки г. Омска), в соответствии с которыми территория, включающая предоставленный обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, отнесена к зоне городской рекреации.
Кроме того, постановлением администрации от 10.09.2010 N 805-п "Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска (далее - проект планировки), в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 входит в зону планируемого размещения объектов городской рекреации.
Установив факт несоответствия данных, содержащихся в Правилах землепользования и застройки г. Омска и в проекте планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области и касающихся зонирования территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, фактическому разрешенному использованию арендуемого земельного участка и зонированию указанной территории, предусмотренному Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007, ООО "ВЕГА" 28.03.2013 обратилось в адрес департамента с предложением (исх. N 34) внести коррективы в Правила землепользования и застройки г. Омска в части изменения территориальной зоны Р1-385 путем выделения из нее территориальной зоны Ж3 (в которой фактический вид разрешенного использования земельного участка является основным видом использования территории) с присвоением номера в границах арендуемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, а также внести изменения в проект планировки территории путем выделения в зоне планируемого размещения объектов городской рекреации зоны размещения спортивных сооружений в целях строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на земельном участке с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229.
Письмом от 22.04.2013 N 06/4127 департамент известил ООО "ВЕГА" об отклонении комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска предложенного обществом изменения в связи с несоответствием такого изменения проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска.
ООО "ВЕГА" 28.11.2013 повторно обратилось в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска с предложением привести Правила землепользования и застройки г. Омска и проект планировки территории в соответствие с разрешенным видом использования арендуемого земельного участка (определен в договоре аренды на основании Генерального плана г. Омска от 25.07.2007).
Письмом от 31.12.2013 N 06/15879 департамент продублировал предоставленный им ранее ответ на аналогичное обращение заявителя.
Администрацией 03.03.2014 вынесено постановление "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", согласно которому указанное выше предложение ООО "ВЕГА" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска отклонено в связи с тем, что предложенное изменение не соответствует проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска.
Считая, что бездействие департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению общества, является незаконным, а указанное выше постановление администрации от 03.03.2014 N 286-п не основано на нормах действующего законодательства, и такое бездействие и акт нарушают права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ВЕГА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности и доказанности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы апелляционного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Требования заявителя о признании недействительным постановления администрации от 03.03.2014 N 286-п в части пункта 2 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска обусловлены существующим несоответствием вида разрешенного использования и вида территориальной зоны, устанавливающих способы использования и характер разрешенной деятельности на принадлежащем обществу земельном участке с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, определенных Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 и кадастровыми документами участка (кадастровый паспорт от 20.07.2012 N 55/201/12-88761), как зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки и вид разрешенного использования - "для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном", и вида территориальной зоны того же участка, определенной Правилами землепользования и застройки г. Омска и проектом планировки территории, как зона городской рекреации.
Следовательно, для решения вопроса о законности и обоснованности требований ООО "ВЕГА" о необходимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска необходимо установить соотношение юридической силы каждого из обозначенных выше нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, и обусловленность содержания таких актов положениями друг друга.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов.
В преамбуле Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 указано, что подготовка проекта такого плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Омской области, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана г. Омска от 25.07.2007.
При этом в разделе 2 Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 указано, что на основе материалов Генерального плана г. Омска от 25.07.2007, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.
Данное правило соответствует требованию части 3 статьи 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В соответствии с преамбулой Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области такие правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, в соответствии с ГрК РФ, ЗК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
В связи с чем, апелляционный суд правомерно посчитал, что системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства и, в том числе положений Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 и Правил землепользования и застройки г. Омска, позволяет сделать вывод о том, что положения Правил землепользования и застройки, как документа, принимаемого в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и содержащего карту градостроительного зонирования, в любом случае должны соответствовать положениям Генерального плана муниципального образования, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки г. Омска также предусмотрено, что администрация обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Следовательно, апелляционный суд правильно указал, что проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. При этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 в отношении территории Кировского административного округа города Омска, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева, включающей в себя земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, установлен вид территориальной зоны - зона жилой многоэтажной и среднеэтажной застройки Ж3.
В то же время Правилами землепользования и застройки города Омска и проектом планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, соответствующая территория в нарушение положений Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 отнесена к зоне городской рекреации Р1.
В соответствии со статьей 46 Правил землепользования и застройки города Омска жилые зоны (Ж) выделены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, гаражей, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Зона жилой застройки средней этажности (Ж3) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности, при этом к основным видам разрешенного использования такой зоны относится размещение физкультурно-оздоровительных объектов локального и районного значения.
В то же время рекреационные зоны (Р) в соответствии со статьей 47 Правил землепользования и застройки города Омска выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Зона городской рекреации (Р1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.
Иными словами, зона Ж3 и Р1 предполагают различные способы использования таких зон и различные виды деятельности, осуществление которых разрешено в границах соответствующих зон.
Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Омска положения об отнесении обозначенной территории к зоне Р1, при том, что Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 такая территория отнесена к зоне Ж3, противоречит процитированным выше требованиям об обязательном соответствии положений правил землепользования и застройки нормам Генерального плана муниципального образования и в силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
В связи с чем, апелляционный суд обоснованно посчитал, что требование общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска в части изменения границ территориальной зоны Р1-385, неоднократно заявлявшееся в письменных обращениях, направляемых в адрес департамента, полностью основано на положениях ГрК РФ и Генерального плана г. Омска от 25.07.2007, является законным и направлено на обеспечение права ООО "ВЕГА" на законное использование предоставленного ему земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, расположенного в границах указанной зоны, в соответствии с видом разрешенного использования, установленным в государственном кадастре недвижимости и определенном в договоре аренды N Д-КР-31-10182.
При этом основание для отклонения соответствующего требования, указанное в приложении к оспариваемому постановлению администрации от 03.03.2014 N 286-п, а именно, несоответствие предложенных изменений, подлежащих внесению в Правила землепользования и застройки, проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации от 10.09.2010, противоречит установленной действующим законодательством иерархии нормативных актов в области территориального планирования (поскольку правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану муниципального образования, но не проекту планировки конкретной территории городского округа), а, значит, не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание состоявшиеся ранее и вступившие в законную силу судебные акты по делам N А46-269/2009, N А46-4426/2010, подтвердившие право ООО "ВЕГА" на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 и на использование такого участка в целях строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что постановление администрации от 03.03.2014 N 286-п, которым предложение ООО "ВЕГА" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска отклонено, является необоснованным и не соответствует нормам ГрК РФ и Генеральному плану г. Омска от 25.07.2007, а также незаконно создает препятствия для реализации обществом принадлежащего ему права на использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 в соответствии с договором аренды N Д-КР-31-10182.
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 18 Положения о департаменте, утвержденного решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, департамент, в том числе, принимает решение о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая то, что предложение общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска и в проект планировки территории является законным и обоснованным, апелляционный суд правильно посчитал, что в рассматриваемом случае департаментом допущено противоправное бездействие, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, которое учитывало бы изменения, подлежащие внесению в Правила землепользования и застройки г. Омска.
Апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что описанное выше бездействие департамента нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно создает препятствия в использовании предоставленного ему на праве аренды земельного участка в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции при принятии постановления апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы исследовались апелляционным судом, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу N А46-3663/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Зона городской рекреации (Р1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.
Иными словами, зона Ж3 и Р1 предполагают различные способы использования таких зон и различные виды деятельности, осуществление которых разрешено в границах соответствующих зон.
Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Омска положения об отнесении обозначенной территории к зоне Р1, при том, что Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 такая территория отнесена к зоне Ж3, противоречит процитированным выше требованиям об обязательном соответствии положений правил землепользования и застройки нормам Генерального плана муниципального образования и в силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
...
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф04-11934/14 по делу N А46-3663/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2015 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-3663/14
19.03.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-636/15
17.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-11934/14
29.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7631/14
09.06.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-3663/14