г. Тюмень |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А02-790/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомиров В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (ответчика) на решение от 14.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) и постановление от 25.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Захарчук Е.И., Киреева О.Ю., Терёхина И.И.) по делу N А02-790/2014 по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 18, ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575) к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817), министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460), министерства труда и социального развития республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1030400744967, ИНН 0411005728) о взыскании убытков.
Суд установил:
исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК) о взыскании 2 893 400 руб. убытков.
Исковые требования со ссылкой на статьи 31, 86, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) мотивированы причинением администрации убытков в связи с выбытием жилого помещения из муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин Республики Алтай) и Министерства труда и социального развития республики Алтай (далее - Минтруд Республики Алтай).
Решением от 14.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 25.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы УФК указывает, что при рассмотрении дела представителем Минфина России были представлены и приобщены в качестве доказательств платежные поручения за 2012-2013 годы, подтверждающие факт надлежащего финансирования социальной поддержки со стороны Российской Федерации, однако этому обстоятельству оценка судами не дана; право Шкаковых на получение жилого помещения не нарушено, денежные средства в необходимом размере, исходя из заявленной потребности субъекта Российской Федерации, были предусмотрены в бюджете на соответствующий год и перечислены.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, Минфин России, УФК, Минфин Республики Алтай, Минтруд Республики Алтай о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что вступившим 11.09.2013 в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда от 09.06.2013 по делу N 2-1336/2013 на администрацию возложена обязанность предоставить Шкаковой Любови Геннадьевне и Шкакову Александру Геннадьевичу, на состав семьи три человека, вне очереди, по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 72 мI.
Во исполнение указанного решения администрация предоставила Шкаковым по договору социального найма от 20.09.2013 N 31 двухкомнатную квартиру общей площадью 78,2 мI, из них жилой - 52,8 мI, по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. П. Сухова, д. 12, кв. 67, находящуюся в собственности муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.07.2011 серии 02-АВ N 155392).
Указанная квартира приобретена администрацией по договору от 18.09.2008 N 43 долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома по цене 2 893 400 руб.
Шкаковы были поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения в связи с тем, что имеют ребенка инвалида, только в 2012 году, поэтому финансирование расходов муниципального образования на выполнение государственной функции по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет, нуждающихся до 01.01.2005, не было произведено.
Согласно выписке от 24.06.2014 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира N 67 в д. N 12 по ул. П. Сухова в г. Горно-Алтайске находится в долевой собственности Шкаковой Л.Г. Шкакова А.Г., регистрация произведена 17.04.2014.
Администрация обращалась за получением средств на компенсацию стоимости квартиры к ответчикам, но Минфин России письмом от 26.02.2014 N 20-05.13-05/6/8214 предложил ей обратиться в суд для получения соответствующих средств.
Невозмещение федеральным органом государственной власти расходов в связи с предоставлением жилого помещения инвалиду явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их законности и обоснованности.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Закон о социальной защите инвалидов).
Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 ЖК РФ, вне очереди прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Статьями 12, 130 (часть 1), 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями статей 135-138 БК РФ, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ усматривается, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении 17.12.2009 N 1563-О-О, развивая вышеупомянутые конституционные положения, Закон N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений по социальному найму по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 БК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент обращения Шкаковой Л.Г. в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а впоследствии и в Горно-Алтайский городской суд, отсутствовало специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья.
В части 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2014 N 398-О вытекает, что установленный абзацем 3 части 3 статьи 28.2 Закона о социальной защите инвалидов (как в действующей в настоящее время редакции, так и в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) порядок определения объема денежных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации на обеспечение указанных мер социальной поддержки, регулирующий бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки.
То обстоятельство, что ни Российская Федерация, ни Республика Алтай (как в большинстве субъектов Российской Федерации) не урегулировали порядок осуществления межбюджетных правоотношений по реализации мер Закона о социальной защите инвалидов для лиц, поставленных на учет нуждающихся после 01.01.2005 и/или имеющих право на внеочередное получение жилья на основании статьи 57 ЖК РФ, не освобождает Российскую Федерацию от соответствующего бюджетного финансирования.
В решении от 09.07.2013 Горно-Алтайского городского суда по делу N 2-1336/2013 отмечено, что независимо от времени постановки на учет лиц, нуждающихся в предоставлении социального жилья, Шкакова Л.Г. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 ЖК РФ, так как в ее семье имеется ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Принимая во внимание, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу приведенных норм права при рассмотрении судом настоящего иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Проанализировав материалы дела, суды пришли к выводу, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалида, в то время как федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиками органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, материалы дела не содержат.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали Российскую Федерацию в лице Минфина России обязанной возместить убытки администрации и правомерно удовлетворили исковые требования.
Таким образом, доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая, что выводы судебных инстанций сделаны при правильном применении норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы процессуального права, в том числе являющиеся безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.07.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 25.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-790/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу приведенных норм права при рассмотрении судом настоящего иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
...
Доказательств того, что ответчиками органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, материалы дела не содержат."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2014 г. N Ф04-12660/14 по делу N А02-790/2014