г. Тюмень |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А45-1504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Гудыма В.Н.,
Клат Е.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2014 (судья Свиридова Г.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда 10.10.2014 (судьи: Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-1504/2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" (199026, г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., 78, литер В, ОГРН 1137847271847, ИНН 7801606501, далее - ООО "Нэкстэнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к администрации Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (632362, Новосибирская обл., Куйбышевский р-он, с. Горбуново, ул. Советская, 26, ОГРН 1025406825333, ИНН 5428102165) о признании действующим муниципального контракта N 5 от 26.12.2013.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что решение муниципального заказчика от 14.01.2014 о расторжении муниципального контракта является недействительным (незаконным), а контракт продолжает действовать.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда 10.10.2014, в иске отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из нарушения истцом сроков выполнения работ по контракту и отсутствия нарушения ответчиком процедуры принятия решения об отказе от исполнения контракта.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Нэкстэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, решение муниципального заказчика о расторжении контракта является недействительным. Истец ссылается на то, что задержка в выполнении работ произошла по вине заказчика, который нарушил предусмотренную законодательством обязанность по предоставлению подрядчику необходимой информации.
ООО "Нэкстэнерго" считает, что условия контракта, послужившие основанием для его расторжения, являются несправедливыми и противоречат статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установив в контракте неразумные сроки выполнения работ, нарушение которых позволяет расторгнуть договор по безусловным основаниям, ответчик, по мнению истца, злоупотребил правом.
Заявитель жалобы указывает на то, что решение заказчика о расторжении контракта противоречит пункту 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как нарушает правило о дате расторжения договора.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 26.12.2013 между ООО "Нэкстэнерго" (подрядчик) и администрацией (муниципальный заказчик) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт N 5, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области и сдать их результат - проекты схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Объем, порядок выполнения работ и требования к результату работ определяются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2013 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения", условиями настоящего контракта (пункт 1.1. договора).
Место выполнения работ: территория Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (пункт 1.3. контракта).
Срок выполнения работ: со дня заключения настоящего контракта и до 2012.2013. Сроки завершения отдельных этапов работ указаны в разделе 4 настоящего контракта (пункт 1.4 договора).
Цена выполняемых работ составляет 1 116 817,97 руб. (пункт 3.1. контракта).
Согласно разделу 4 контракта подрядчик начинает осуществлять сбор исходных данных, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации "О схемах водоснабжения и водоотведения" и Постановлением Правительства Российской Федерации "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения", со дня заключения настоящего контракта.
Сбор исходных данных осуществляется подрядчиком самостоятельно, в том числе проведение необходимых инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий, топографо-геодезических работ, осуществление запросов о технических обследований централизованных систем водоснабжения или проведение таких обследований в случае необходимости и т.п. Для осуществления сбора исходных данных подрядчик вправе привлекать третьих лиц.
Подрядчик должен закончить сбор исходных данных в течение пяти календарных дней со дня заключения контракта.
После окончания срока сбора исходных данных подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных: один об исходных данных для разработки схемы водоснабжения, второй - схемы теплоснабжения, и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения. В этих отчетах должны быть указаны собранные исходные данные и приложены копии документов, содержащие эти данные, а также сведения о текущей стадии и о планируемых сроках окончания выполнения работ, оформленные в форме графика выполнения работ, утвержденного подрядчиком.
Муниципальный заказчик в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления от подрядчика отчетов о сборе исходных данных, проверяет полученные отчеты и согласовывает график выполнения работ, а в случае обнаружения в полученных отчетах или одном из них недостоверных данных, неполноты исходных данных или несоответствия данных одного отчета другому или превышения срока выполнения работ, указанного в графике выполнения работ, сроку, указанному в пункте 1.4 настоящего контракта, по своему выбору либо извещает подрядчика о необходимости внесения исправлений в исходные данные с указанием сроков внесения соответствующих изменений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта.
Срок разработки каждого из разделов схем водоснабжения и теплоснабжения, соответствующих им глав обосновывающих материалов определяется подрядчиком самостоятельно в графике выполнения работ, но не может превышать одного дня, при этом подрядчик разрабатывает: разделы схемы водоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О схемах водоснабжения и водоотведения"; разделы проекта схемы теплоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 4, а главы обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения - в пункте 18 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения".
После завершения каждого из разделов схем водоснабжения и теплоснабжения, соответствующих глав обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения подрядчик представляет их для проверки муниципальному заказчику.
Полученные от подрядчика для проверки разделы проекта схемы водоснабжения и (или) разделы проекта схемы теплоснабжения и обосновывающие материалы к проекту схемы теплоснабжения проверяются муниципальным заказчиком в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их представления.
В случае наличия в них недостоверных и (или) неполных данных муниципальный заказчик по своему выбору либо извещает подрядчика о необходимости внесения исправлений в соответствующий раздел проекта схемы водоснабжения, раздел проекта схемы теплоснабжения или главу обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения с указанием сроков внесения соответствующих исправлений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта (пункт 4.4 контракта).
14.01.2014 администрация в соответствии с частями 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе приняла решение о расторжении муниципального контракта N 5 от 26.12.2013 на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области на основании пункта 3 статьи 708, пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации из-за нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, установленных пунктом 4 контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.01.2014 было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.aov.ru 15.01.2014.
Считая указанное решение администрации недействительным (незаконным), ООО "Нэкстэнерго" обратилось с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В статьях 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.
Судом установлено, что согласно условиям контракта подрядчик должен был приступить к сбору исходных данных со дня заключения договора и закончить - в течение пяти календарных дней со дня его заключения, то есть с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации - 09.01.2014. После окончания срока сбора исходных данных подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения.
Общий срок выполнения работ в соответствии с пунктом 4.3 контракта составляет 26 календарных дней: 5 дней на сбор исходных данных и 21 день на непосредственную разработку схем водоснабжения и теплоснабжения.
Судом установлено, что предусмотренные договором работы подрядчиком выполнены не были, отчеты о сборе исходных данных, иная отчетность, предусмотренная контрактом, в том числе пунктом 4.6. заказчику не была представлена. Таким образом, на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта истцом были нарушены предусмотренные договором сроки выполнения работ. Факт неисполнения договорных обязательств общество "Нэкстэнерго" не оспаривает.
Довод заявителя жалобы о том, что задержка в выполнении работ произошла по вине заказчика, который не предоставил подрядчику необходимую информацию, был предметом рассмотрения суда и ему дана соответствующая оценка.
При этом суд указал, что в силу пункта 4.3 контракта сбор исходных данных должен был осуществлять подрядчик.
Несмотря на условия пункта 4.3 контракта, заявитель кассационной жалобы настаивает на наличии у администрации обязанности передать подрядчику исходные данные, которая предусмотрена пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения". Согласно постановлению описание тепловых сетей основывается на данных, передаваемых разработчику схемы теплоснабжения по запросам заказчика схемы, направляемым теплоснабжающим и теплосетевым организациям.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца к администрации (теплоснабжающим организациям) с соответствующими требованиями.
Ссылаясь на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и его пределах", заявитель жалобы считает, что условия договора о сроке выполнения подрядчиком работ и о возможности одностороннего отказа заказчика от договора при нарушении данных сроков, являются несправедливыми. По мнению истца, заключив контракт, муниципальный заказчик совершил действия, свидетельствующие о злоупотреблении правом, установив в контракте неразумно короткие сроки выполнения работ. Изложенные обстоятельства, по мнению истца, позволяют заявить ему о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем доказательств того, что администрация, заключая с истцом контракт, действовала с намерением причинить вред последнему, в деле нет.
Суд обоснованно отметил, что условия договора были известны истцу заранее и, действуя разумно, добросовестно и осмотрительно, он в состоянии был оценить свои возможности по их выполнению и исключительно своей волей принять решение об участии в аукционе.
Кроме того, при определении несправедливых условий и наличия статуса слабой стороны подлежат учету факторы, перечисленные в пункте 10 указанного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Истец является коммерческой организацией, занимающийся деятельностью, предусмотренной контрактом, профессионально. По этой причине он знал о сроке, в течение которого выполняются такие работы. Кроме этого, ссылаясь на несправедливые условия контракта и злоупотребление правом ответчиком, он не представил доказательства того, что заключение договора являлось для него вынужденной мерой, а заключить аналогичные договоры с иными лицами на более выгодных условиях, он не имел возможности.
Довод заявителя жалобы о нарушении ответчиком пункта 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части несоблюдения срока расторжения муниципального контракта правомерно отклонен судом как необоснованный.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Судом установлено, что по истечении десятидневного срока с даты уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения договора истец не приступил к выполнению работ (отчеты о сборе исходных данных, а также сами исходные данные, без которых невозможно выполнение работ, отсутствуют). В связи с этим ответчиком не было отменено принятое решение об одностороннем отказе от исполнения договора и контракт признан расторгнутым с 27.01.2014, а соответствующая информация размещена на официальном сайте.
Установив нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, а также то, что принятое заказчиком решение об отказе от исполнения контракта соответствует положениям закона, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда 10.10.2014 по делу N А45-1504/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Триль |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о нарушении ответчиком пункта 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части несоблюдения срока расторжения муниципального контракта правомерно отклонен судом как необоснованный.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2015 г. N Ф04-12668/14 по делу N А45-1504/2014