город Тюмень |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А46-5106/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Мелихова Н.В.
Мельника С.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" на решение от 30.05.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Гущин А.И.) и постановление от 24.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Верёвкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А46-5106/2014 по иску Департамента имущественных отношений администрации города Омска (644099, город Омск, улица Краснофлотская, 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (121087, город Москва, проезд Багратионовский, 7, 20А, ИНН 7714564333, ОГРН 1047796590159) об обязании произвести демонтаж рекламной конструкции.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ООО "Гэллэри Сервис", Общество) об обязании демонтировать рекламную конструкцию, установленную по адресу: город Омск, улица Красный Путь, 18, согласно паспорту рекламного места от 24.05.2004 N 955-03.
Решением от 30.05.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворён.
ООО "Гэллэри-Сервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, основания для удовлетворения иска отсутствовали ввиду наличия в действиях Департамента, которым инициирован настоящий спор, злоупотребления своими правами. Цель - вытеснение иногородней компании (город Москва) с рекламного рынка города Омска и ограничение конкуренции. Бездействие Департамента, выразившееся в неразработке и непринятии схемы размещения рекламных конструкций, лишает ООО "Гэллэри Сервис" возможности подать заявку и принять участие в торгах на заключение нового договора на установку и размещение рекламной конструкции. Судами не дана надлежащая оценка указанным обстоятельствам.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, дело рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.06.2008 между администрацией города Омска в лице Департамента и ООО "Гэллэри Сервис" (рекламораспространитель) заключён договор N 37623/3р (в редакции дополнительного соглашения от 08.12.2008), по условиям которого Департамент обязуется предоставить право на установку и эксплуатацию отдельно стоящей рекламной конструкции ОСУ-пиллар с площадью информационного поля: 12,11 кв. м по адресу: город Омск, улица Красный Путь, 18, в границах, указанных в топографической съёмке, и в соответствии с паспортом рекламного места от 24.05.2004 N 955-03 рм на основании разрешения на установку рекламной конструкции (распоряжение Департамента от 23.08.2006 N 3651-р), а рекламораспространитель обязуется оплатить предоставленное право в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Срок действия договора установлен с 30.06.2008 по 29.06.2013 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 6.1 договора по истечении срока действия настоящего договора рекламораспространитель обязан освободить муниципальное имущество в течение 10-ти рабочих дней, восстановив его благоустройство, демонтировав рекламную конструкцию за свой счёт и своими силами.
Письмом от 15.04.2013 N Исх-ДИО/8615 Департамент уведомил Общество об окончании срока действия договора 29.06.2013 и необходимости в течение 10-ти рабочих дней после истечения срока действия договора обеспечить демонтаж рекламных конструкций с восстановлением нарушенного благоустройства.
Неисполнение ООО "Гэллэри Сервис" обязанности по демонтажу рекламной конструкции явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сделал вывод о правомерности предъявленного требования.
Поддерживая выводы арбитражного суда, апелляционный суд сослался на отсутствие правовых оснований пользования ООО "Гэллэри Сервис" местом под установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в редакции, действующей на момент разрешения настоящего спора, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключён на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.
Возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции без разрешения или с разрешением, срок действия которого истёк, статьёй 19 Закона о рекламе не предусмотрена, такая рекламная конструкция подлежит демонтажу.
В случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с истечением срока действия разрешения на установку рекламной конструкции, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе").
В соответствии со статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принимая во внимание наличие обязательственных правоотношений между сторонами спора (пункт 6.1 договора) иск Департамента к ООО "Гэллэри Сервис" о демонтаже рекламной конструкции является обоснованным.
Правовых оснований пользования местом под установку и эксплуатацию рекламной конструкции у Общества не имеется.
Приведённые заявителем в кассационной жалобе доводы о наличия злоупотребления Департаментом своими правами в связи с инициированием настоящего спора отклоняются как необоснованные.
Адресованное уполномоченным органам требование Закона о рекламе о принятии конкретных нормативных актов (в частности, об утверждении схемы размещения рекламных конструкций) устанавливает их обязанность, имеющую публично-правовой характер. Гражданский кодекс содержит правило о неприменении гражданских правоотношений к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении, если иное не предусмотрено законом, а также разграничивает понятия прав и обязанностей (статьи 1, 2, 8 - 11). Принятие нормативного акта, даже если он направлен на урегулирование гражданских отношений, всегда относится к публично-правовой сфере. Невыполнение публичным органом его публичной обязанности в указанной сфере нельзя квалифицировать как злоупотребление гражданским правом.
В этой связи требование Департамента о демонтаже рекламной конструкции не свидетельствует о направленности действий исключительно на причинение вреда ООО "Гэллэри Сервис".
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения и постановления в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.05.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5106/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контролирующий орган власти обратился в суд с целью обязать компанию демонтировать рекламную конструкцию.
Возражая, компания сослалась на то, что орган власти, предъявляя подобное требование, злоупотребляет своими правами с целью вытеснить иногороднюю компанию с рекламного рынка.
Так орган власти бездействует, не разрабатывает и не принимает схему размещения рекламных конструкций. Тем самым компания лишается возможности обратиться с заявкой и разместить свою рекламу.
Суд округа указал на несостоятельность подобных доводов и пояснил следующее.
Требование органа власти о демонтаже рекламной конструкции не свидетельствует о направленности его действий исключительно на причинение вреда компании.
По Закону о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или иной недвижимости, находящейся в региональной или муниципальной собственности.
Упомянутая схема - документ, определяющий места размещения, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Адресованное органам власти требование Закона о рекламе о принятии конкретных нормативных актов (в частности, об утверждении схемы размещения рекламных конструкций) устанавливает их обязанность, которая имеет публично-правовой характер.
ГК РФ содержит правило о неприменении его норм к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении, если иное не предусмотрено законом.
Принятие нормативного акта, даже если он направлен на урегулирование гражданских отношений, всегда относится к публично-правовой сфере.
Невыполнение публичным органом его публичной обязанности в указанной сфере нельзя квалифицировать как злоупотребление гражданским правом.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 января 2015 г. N Ф04-14037/14 по делу N А46-5106/2014