г. Тюмень |
|
2 февраля 2015 г. |
Дело N А03-7106/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" на решение от 26.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 13.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А03-7106/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" (659314, Алтайский край, г. Бийск, ул. Мамонтова, д. 18 корп. Б, ИНН 2204006075, ОГРН 1022200556608) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (659305, Алтайский край, город Бийск, переулок Мартьянова, д. 59, корп. 1, ИНН 2204019780, ОГРН 1042201654505) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Борков А.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" - Бурнашова О.В. по доверенности от 01.04.2014, Кобяков А.С. по доверенности от 02.04.2014;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Егерь Т.В. по доверенности от 12.01.2015, Бобылева Л.П. по доверенности от 23.12.2014
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик, ООО "Форум Плюс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.12.2013 N РА-16-55 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 26.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции от 23.12.2013 N РА-16-55 в части привлечения ООО "Форум Плюс" к ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 229 271 руб., начисления пеней за неуплату земельного налога в сумме 61 006 руб. 86 коп., как не соответствующее требованиям глав 11, 15, 16 НК РФ с возложением на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 13.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе налогоплательщик указывает на нарушение налоговым органом положений статей 82, 89 НК РФ. Общество полагает, что проведение в отношении него выездной налоговой проверки обусловлено не осуществлением контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а созданием формальных условий для вынесения решения, призванного устранить ранее допущенную налоговым органом ошибку, выразившуюся в неверном применении решения Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2012 при исчислении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, Общество считает, что суды неправильно применили к сложившимся правоотношениям положения статей 390, 391, 393 НК РФ в совокупности со статьей 66 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение и постановление без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговой проверка ООО "Форум Плюс" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 20.11.2013 N АП-16-55 и вынесено решение от 23.12.2013 N РА-16-55 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 229 271 руб., доначислен земельный налог в размере 1 146 370 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 61 006, 86 руб.
Решением от 17.03.2014 Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю решение Инспекции оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования ООО "Форум Плюс" в части выводов о доначислении земельного налога, руководствуясь положениями статей 389, 390, 391, 393 НК РФ, статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, исходили из того, что решение суда об установлении рыночной стоимости земельного участка порождает правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, только с момента вступления данного решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; при этом суды посчитали необоснованным начисление налогоплательщику пеней за неуплату налога и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа, поскольку налог в необходимом размере был уплачен и поступил в бюджет своевременно, но был возвращен налогоплательщику в результате ошибочных действий налогового органа.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- решением от 10.12.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9891/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мамонтова, 18б - равная его рыночной стоимости в сумме 4 139 473,08 руб.;
- установленная указанным решением суда рыночная стоимость спорного земельного участка в рассматриваемом случае является основанием для исчисления земельного налога за период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, то есть применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ новая кадастровая стоимость данного земельного участка подлежит применению с января 2013 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали верным доначисление земельного налога в отношении спорного земельного участка, поскольку новая кадастровая стоимость применяется после вступления в законную силу решения суда по делу N А03-9891/2012.
Довод Общества об отсутствии у Инспекции права после проведения камеральной проверки проводить выездную налоговую проверку по тому же налогу и за те же налоговые периоды был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получил должную правовую оценку и обоснованно отклонен.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
В отношении каждого из видов проверки (камеральные и выездные) НК РФ определен различный объем прав и обязанностей налогового органа.
Из содержания статей 88 - 98 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной проверки, предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П указано, что основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Проведение налоговым органом камеральной проверки расчетов и декларации по спорному налогу в соответствующие периоды не может исключать право налоговой инспекции на проведение выездной налоговой проверки.
Из системного толкования положений статей 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля.
Соответственно, невыявление налоговым органом в рамках проведения камеральных налоговых проверок неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, нормы НК РФ не запрещают при проведении выездной проверки выявлять нарушения, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.
В связи с изложенным отсутствие со стороны Инспекции претензий при проведении камерального контроля безусловно не свидетельствует о невозможности корректировки налоговых обязательств налогоплательщика при проведении в отношении его выездной налоговой проверки.
Доводы подателя жалобы относительно того, что Инспекция, возвратив налог после представления налогоплательщиком и проведения камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу, неправомерно оспариваемым решением доначислила Обществу уже возвращенный налог; принятие решения о возврате переплаты свидетельствует о прекращении обязанности Общества по уплате налога, суд кассационной инстанции отклоняет как основание к отмене (изменению) судебных актов, поскольку несмотря на фактический возврат налога до проведения выездной проверки установление рыночной стоимости земельного участка само по себе не влечет ретроспективного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, по результатам проверки недоимка по земельному налогу за проверяемый период у Общества имелась, в связи с чем правомерно доначислена налоговым органом.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы отклоняются судом как основанные на ошибочном толковании норм права.
Ссылки заявителя на судебную практику в подтверждение своих доводов кассационной инстанцией не принимаются, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Таким образом, суды пришли к верным выводам об отсутствии оснований для признания решения Инспекции в части доначисления земельного налога незаконным.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию судами неправильного решения и постановления.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 рублей.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.11.2014 N 251.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7106/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.11.2014 N 251.
Выдать справку на возврат госпошлины
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если по результатам камеральной проверки налог возвращен в качестве переплаты, то это еще не означает, что эту же сумму не могут доначислить как недоимку по итогам выездной проверки.
Такой вывод следует из позиции окружного суда, который указал следующее.
По НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.
Выездная проверка, в отличие от камеральной, предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов.
Проведение налоговым органом камеральной проверки расчетов и декларации по налогу в соответствующие периоды не может исключать право инспекции на осуществление выездной проверки.
Из системного толкования норм НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля.
Соответственно, невыявление налоговым органом в рамках проведения камеральных проверок неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках выездной проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В связи с этим отсутствие со стороны инспекции претензий при проведении камерального контроля безусловно не свидетельствует о том, что налоговые обязательства лица не могут изменены при проведении в отношении него выездной проверки.
Так, в рассматриваемом случае по итогам выездной проверки фирме был доначислен налог, который ранее был уплачен ею в бюджет и возвращен (как переплата) по результатам камеральной проверки.
Вывод о том, что у налогового органа в подобном случае нет права проводить выездную проверку после камеральной по тому же налогу и за те же налоговые периоды, ошибочен.
Между тем начисление налогоплательщику пеней за неуплату налога в такой ситуации и привлечение его к соответствующей ответственности в виде штрафа, является необоснованным.
Подобное не допускается, т. к. налог в необходимом размере ранее был уплачен и поступил в бюджет своевременно, но был возвращен налогоплательщику в результате ошибочных действий налогового органа.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф04-14600/14 по делу N А03-7106/2014