г. Тюмень |
|
4 февраля 2015 г. |
Дело N А03-13017/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края на определение от 08.10.2014 (судья Янушкевич С.В.) Арбитражного суда Алтайского края об оставлении заявления без рассмотрения и постановление от 24.11.2014 (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосина А.Л.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13017/2014 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (658823, Алтайский край, г. Славгород, ул. Володарского, 145; ОГРН 1022200865686, ИНН 2210002696) к Комитету по образованию Администрации Славгородского района Алтайского края (658820, Алтайский край, г. Славгород, ул. Володарского, 116) о взыскании задолженности по пеням.
В заседании приняли участие представители:
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по образованию Администрации Славгородского района Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о взыскании 22 499,18 руб. пеней, начисленных в связи с неуплатой страховых взносов.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2014, оставленное без изменения постановлением от 24.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление Пенсионного фонда оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с судебными актами, Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, судами применена статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), применение которой не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 02.02.2015 до 14 час. 00 мин.
После перерыва заседание продолжено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установил следующее.
Пенсионный фонд обратился в суд первой инстанции с заявлением о взыскании с Комитета 22 499,18 руб. пеней, начисленных в связи с неуплатой страховых взносов.
Суд первой инстанции оставил заявление Пенсионного фонда без рассмотрения. При этом в качестве основания суд указал на несоблюдение Пенсионным фондом предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядка предъявления требований по денежным обязательствам к ликвидируемому юридическому лицу.
Пенсионный фонд не представил доказательства направления ликвидационной комиссии требования в порядке, предусмотренном статьями 63, 64 ГК РФ, отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований Пенсионного фонда либо уклонения ликвидационной комиссии от рассмотрения требований уполномоченного органа.
Данные выводы поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суды установили, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.06.2014 Комитет находится в стадии ликвидации.
Установив данное обстоятельство, суды пришли к выводу, что поскольку порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, специальными федеральными законами не предусмотрен, в соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 49 НК РФ, предусматривающей правила, регулирующие сходные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 НК РФ определено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ установлено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Положениями статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусмотрена возможность применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Исходя из совокупности приведенных выше норм законодательства, суды сделали вывод, что законом предусмотрена обязанность кредитора по первоначальному обращению к ликвидационной комиссии, а в случае отказа - право на обращение с иском в суд.
Исходя из вышеизложенного суды пришли к выводу о том, что в отношении ликвидируемого юридического лица действующим законодательством установлен досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам, процедура которого предусмотрена законом, а именно статьями 63, 64 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты при неправильном истолковании норм материального права.
Из буквального толкования положений статьи 64 ГК РФ следует, что указанной нормой установлен порядок рассмотрения и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Обращение к ликвидационной комиссии является правом, а не обязанностью кредитора. Оснований считать, что указанный порядок является обязательной досудебной процедурой урегулирования спора, несоблюдение которой лишает права на судебную защиту по предъявленному в суд требованию, не имеется.
При таких обстоятельствах основания для оставления заявления Пенсионного фонда без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали. Заявленное требование подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 08.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13017/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края для рассмотрения заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из совокупности приведенных выше норм законодательства, суды сделали вывод, что законом предусмотрена обязанность кредитора по первоначальному обращению к ликвидационной комиссии, а в случае отказа - право на обращение с иском в суд.
Исходя из вышеизложенного суды пришли к выводу о том, что в отношении ликвидируемого юридического лица действующим законодательством установлен досудебный порядок предъявления требований по денежным обязательствам, процедура которого предусмотрена законом, а именно статьями 63, 64 ГК РФ.
...
Из буквального толкования положений статьи 64 ГК РФ следует, что указанной нормой установлен порядок рассмотрения и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Обращение к ликвидационной комиссии является правом, а не обязанностью кредитора. Оснований считать, что указанный порядок является обязательной досудебной процедурой урегулирования спора, несоблюдение которой лишает права на судебную защиту по предъявленному в суд требованию, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2015 г. N Ф04-15302/15 по делу N А03-13017/2014