г. Тюмень |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А27-12868/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 17.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семёнычева Е.И.) и постановление от 25.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-12868/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БелПрокт Трейд" (650021, Кемеровская область, город Кемерово, улица Павленко, 6, ОГРН 1134205021741, ИНН 4205273782) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "БелПрокт Трейд" - Оноприенко Е.Н. по доверенности от 01.01.2015 N 42;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Овчинников В.П. по доверенности от 02.12.2014 N 06-07/013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "БелПрок Трейд" (далее - ООО "БелПрок Трейд", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган, Инспекция) от 24.04.2014 N 44185 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, заявленное Обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что Общество обоснованно привлечено к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по факту непредставления документов одновременно с декларацией за октябрь 2013 года по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза, что предусмотрено пунктом 8 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подлежали применению нормы внутригосударственного российского налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Инспекции, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза, представленной ООО "БелПрок Трейд".
По результатам проверки составлен акт от 06.03.2014 N 95333 и принято решение 24.04.2014 N 44185, которым ООО "БелПрок Трейд" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2 400 руб.
Не согласившись с правомерностью решения Инспекции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 18.06.2014 N 291 решение Инспекции от 24.04.2014 N 44185 утверждено.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Кемеровской области.
Привлекая Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция исходила из представления 12-и документов на один день позже установленного Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол об экспорте и импорте товаров) срока.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные Обществом требования, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6, 7, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Договором о Таможенном кодексе таможенного союза, вступившим в силу 01.07.2010, Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза", согласно которому с 01.07.2010 вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008), Протоколом об экспорте и импорте товаров (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ) и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Протокол о налогообложении работ и услуг), пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлены следующие обстоятельства:
- 20.11.2013 налогоплательщиком в Инспекцию представлена декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза;
- документы (заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 1, N 2, платежные поручения, договоры купли - продажи, счета - фактуры, международные товарно-транспортные накладные представлены налогоплательщиком 21.11.2013.
В соответствии с положениями статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно статье 2 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010 года, территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества - Высший орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принял решение (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза"), согласно которому с 01.07.2010 вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 и принятые в соответствии с ним Протокол об экспорте и импорте товаров (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ) и Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Протокол о налогообложении работ и услуг).
Пунктом 1 статьи 2 Протокола об экспорте и импорте товаров взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено Протоколом, осуществляется налоговым органом государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом определенных Протоколом об экспорте и импорте товаров особенностей.
Согласно пункту 7 статьи 2 Протокола об экспорте и импорте товаров косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
В силу пункта 8 статьи 2 Протокола об экспорте и импорте товаров налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган: заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде; выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам; транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза; счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза; информационное сообщение в установленных Протоколом об экспорте и импорте товаров случаях; договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения); договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту).
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 данного Протокола установлено, что в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 вышеназванной статьи, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств - членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Следовательно, данным международным соглашением регламентированы основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности и предусмотрены специальные случаи, когда к правоотношениям, возникающим в рамках действия данного Протокола, возможно применение норм, установленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в частности, возможно применение мер ответственности в случаях непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации по уплате косвенных налогов или неуплаты или несвоевременной уплаты налога; также предусмотрено привлечение к ответственности за несоответствие данных декларации данным, полученным в рамках информационного обмена между государствами.
При этом Протокол об экспорте и импорте товаров не содержит указания на применение каких-либо мер налоговой ответственности, установленных национальным законодательством договорившихся стран, за представление документов, поименованных в подпунктах 1-8 пункта 8 статьи 2 Протокола, не одновременно с налоговой декларацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что обязанность по представлению налоговой декларации по косвенным налогам и одновременно с ней перечисленных документов Налоговым кодексом Российской Федерации или иными актами законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не установлена, суды верно отметили, что применение предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой санкции за нарушение установленного в Протоколе срока представления документов, поименованных в подпунктах 1-8 пункта 2 Протокола исключается.
Суды, отклоняя ссылку налогового органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 9918/09, правомерно исходили из следующего:
- вышеуказанное постановление касается иной редакции Протокола об экспорте и импорте товаров, тогда как примененный в настоящем деле Протокол содержит механизм привлечения к ответственности за нарушение его положений;
- согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации о приоритете международного договора положения Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения;
- по вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства (данная позиция изложена в вышеназванном постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 9918/09);
- поскольку ответственность за несвоевременное представление документов, поименованных в подпунктах 1 - 8 пункта 8 статьи 2 Протокола об экспорте и импорте товаров, как документов, представляемых одновременно с декларацией, не установлена, а при установлении в пункте 9 статьи 2 Протокола механизма привлечения к ответственности с применением норм национального законодательства положения Протокола также указывают на его пункт 8 статьи 2, следовательно, оснований для "компенсирующего" применения норм национального права страны - участника Соглашения от 25.01.2008 к нормам международного договора нет.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А27-12868/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что обязанность по представлению налоговой декларации по косвенным налогам и одновременно с ней перечисленных документов Налоговым кодексом Российской Федерации или иными актами законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не установлена, суды верно отметили, что применение предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой санкции за нарушение установленного в Протоколе срока представления документов, поименованных в подпунктах 1-8 пункта 2 Протокола исключается.
Суды, отклоняя ссылку налогового органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 9918/09, правомерно исходили из следующего:
- вышеуказанное постановление касается иной редакции Протокола об экспорте и импорте товаров, тогда как примененный в настоящем деле Протокол содержит механизм привлечения к ответственности за нарушение его положений;
- согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации о приоритете международного договора положения Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2015 г. N Ф04-14884/14 по делу N А27-12868/2014