г. Тюмень |
|
26 февраля 2015 г. |
Дело N А75-749/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ханты-Мансийского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2014 (судья Козицкая И.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Еникеева Л.И., Глухих А.Н, Зиновьева Т.А.) по делу N А75-749/2014
по иску индивидуального предпринимателя Зайцевой Татьяны Валерьевны
к администрации Ханты-Мансийского района (628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 214, ИНН 8618002968, ОГРН 1028600511500), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 214, ИНН 8601026093, ОГРН 1058600090196)
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района, администрация сельского поселения Горноправдинск.
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Зайцевой Т.В. - Гуськов Н.В. на основании доверенности от 09.06.2013;
администрации Ханты-Мансийского района - Решетникова О.В. на основании доверенности от 30.12.2014 N исх.-3531/14.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Зайцева Татьяна Валерьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации Ханты-Мансийского района (далее - администрация) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровой стоимостью 25 060,80 руб., с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, N 14 в/2; направить подписанный договор купли-продажи земельного участка вместе с подписанным актом приема-передачи земельного участка в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением арбитражного суда от 01.04.2014 в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района (далее - Департамент имущественных отношений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ и администрация сельского поселения Горноправдинск.
Решением арбитражного суда от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014, исковые требования удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование Ханты-Мансийский район в лице Департамента имущественных отношений в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, площадью 30 кв. м, по цене, равной его кадастровой стоимости в размере 25 060,80 руб. Также суд обязал Департамент имущественных отношений направить в адрес предпринимателя подписанный договор купли-продажи земельного участка вместе с подписанным актом приема-передачи земельного участка в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
С Департамента имущественных отношений в пользу предпринимателя взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму судебных расходов 8 000 руб. по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.
В удовлетворении требований по иску к администрации Ханты - Мансийского района отказано.
Администрация в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По утверждению администрации, являются ошибочными выводы судов о недоказанности наличия оснований для отказа в приватизации спорного земельного участка, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ; материалами дела подтверждено нахождение испрашиваемого земельного участка в общественно-деловой зоне, что является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Предприниматель в представленном отзыве отклонила доводы кассационной жалобы, считая их направленными на переоценку обстоятельств по делу.
В судебном заседании представитель администрации, пояснив свои доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам по делу, поддержал требования кассационной жалобы, а представитель предпринимателя высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая выводы судов законными и обоснованными.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что с 2001 года последовательно путем перезаключения договоров аренды по настоящее время предприниматель на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером 86:02:1211005:1314, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, п. Горноправдинск, ул. Таежная, N 14 в/2.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 10.02.2014 назначение земельного участка: земли под зданиями (строениями), сооружениями, фактическое использование: для обслуживания торгового павильона.
Зарегистрировав в 2007 году право собственности на нежилое здание -магазин "Солнечный", общей площадью 26,4 кв.м, предприниматель в апреле 2013 года обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
Департамент имущественных отношений письмом от 03.07.2013 N Исх-2081/13 со ссылкой на статьи 27, 85 Земельного кодекса РФ сообщил об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку данный земельный участок расположен в территориальной зоне земель общего пользования.
Считая отказ в заключение договора купли-продажи незаконным, нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суды пришли к выводу о незаконности отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка, установив недоказанными обстоятельства отнесения земельного участка к землям общего пользования.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды, пришли к выводу, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования.
При этом суды исходили из того, что не представлено доказательств, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке красных линий, а также размещение объектов, которые позволили бы отнести этот земельный участок к землям общего пользования.
Установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, каких-либо ограничений или запрета в приватизации земельного участка не установлено, приняв во внимание, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности предпринимателю, суды на основании правильного применения норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, положений Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30, сделали обоснованный вывод об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
В силу установленных обстоятельств суды признали подлежащими удовлетворению требования предпринимателя о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют аргументы, которые являлись предметом рассмотрения и оценки в судах первой и апелляционной инстанций.
По существу доводы кассационной жалобы не опровергают правомерность выводов суда об отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, не свидетельствуют о неправильном применении норм законодательства, а основаны на неверном толковании закона и фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных судами обстоятельств по делу.
Правовых оснований для иной оценки выводов судов не имеется, поскольку в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения норм права при разрешении спора, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А75-749/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ханты-Мансийского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
...
Установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, каких-либо ограничений или запрета в приватизации земельного участка не установлено, приняв во внимание, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности предпринимателю, суды на основании правильного применения норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, положений Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30, сделали обоснованный вывод об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2015 г. N Ф04-15254/15 по делу N А75-749/2014
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-15254/15
25.06.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5662/15
26.02.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-15254/15
05.11.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8228/14
18.06.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-749/14