г. Тюмень |
|
20 марта 2015 г. |
Дело N А46-11407/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение от 25.09.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-11407/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лузинское молоко" (644504, Омская обл., Омский р-н, с. Лузино, ул. 30 лет Победы, д. 16, ОГРН 1055553000051, ИНН 5528023125) к администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская обл., Омский р-н, пос. Ростовка, 21, ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельных участков, изложенного в письме от 21.05.2014 исх. - 14/ОМС 3738, обязании принять решение и подготовить проекты договоров купли-продажи.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лузинское молоко" (далее - ООО "Лузинское молоко", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельных участков, изложенного в письме от 21.05.2014 исх. - 14/ОМС3738, обязании принять решение и подготовить проекты договоров купли-продажи.
Решением от 25.09.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО "Лузинское молоко" удовлетворены. Решение администрации об отказе в выкупе земельных участков, содержащееся в письме от 21.05.2014 исх. - 14/ОМС 3738 признано незаконным. Администрация обязана в месячный срок с момента вступления в законную силу данного судебного акта принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельных участков в соответствии с поданными обществом заявлениями, направить обществу проекты договоров купли-продажи. С администрации в пользу общества взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их вынесенными с нарушением норм действующего законодательства, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Лузинское молоко" в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, для обоснования площади земельного участка помимо документов определенных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", необходимо предоставление документа, в котором содержится обоснование испрашиваемой площади земельного участка со ссылками на акты, содержащие нормы отвода земель для конкретных видов деятельности.
Администрация считает, что само по себе формирование и постановка земельных участков на кадастровый учет для предоставления их в аренду не является основанием для их предоставления в собственность ООО "Лузинское молоко" в испрашиваемых размерах.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Лузинское молоко" принадлежат на праве собственности производственные объекты недвижимости, расположенные на следующих земельных участках:
- с кадастровым номером 55:20:200802:147, площадь 3 857 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:148, площадь 41 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:150, площадь 1 026 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:151, площадь 1 031 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:153, площадь 2 975 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:154, площадь 1 384 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:155, площадь 6 516 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010;
- с кадастровым номером 55:20:200802:157, площадь 2 871 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду ООО "Лузинское молоко" на основании постановления администрации от 18.02.2010 N 324-п, договор аренды от 16.03.2010 N АЗ-20-146/2010.
ООО "Лузинское молоко" 19.06.2012 обратилось в администрацию с просьбой о предоставлении арендуемых земельных участков в собственность.
Письмом от 21.05.2014 исх. - 14/ОМС 3738 администрация сообщила обществу о том, что предоставление в собственность испрашиваемых земельных участков не представляется возможным в связи с отсутствием обоснования в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размера земельных участков.
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Лузинское молоко" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 1, 5 статьи 36, пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 271, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и учитывая, что общество использует земельные участки, на которых расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества, пакет документов, приложенных к заявлению о приобретении земельного участка в собственность за плату, соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом отклонил довод администрации о том, что испрашиваемая заявителем площадь земельных участков несоразмерна площади принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом законность оспариваемого отказа в силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ должна доказать администрация, а факт нарушения прав и законных интересов в соответствии со статьей 65 АПК РФ должен доказывать заявитель. Отсутствие или недоказанность одного из указанных фактов влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Из совокупного толкования норм пункта 2 статьи 35, пункта 1 статьи 36 ЗК РФ усматривается, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется в соответствии с правилами пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Из положений пункта 3 статьи 33 ЗК РФ следует, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Администрация при рассмотрении спора довод о том, что испрашиваемая площадь земельных участок не обоснована в соответствии с указанными нормами, не подтвердила. Какой-либо расчет, произведенный на основании действующих нормативов, не представлен.
Между тем в силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 33, пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации этого права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ, при проведении которых путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При определении конкретной площади земельного участка в указанных пределах и при формировании границ участка подлежат соблюдению требования пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что все спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет. При этом согласно кадастровым паспортам разрешенным использованием указанных участков является размещение принадлежащих обществу объектов недвижимости.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о признании оспариваемого отказа в предоставлении обществу земельных участков в собственность за плату незаконным и нарушающим права заявителя.
Таким образом, доводы заинтересованного лица не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11407/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации этого права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ, при проведении которых путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При определении конкретной площади земельного участка в указанных пределах и при формировании границ участка подлежат соблюдению требования пункта 7 статьи 36 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 г. N Ф04-16683/15 по делу N А46-11407/2014