г. Тюмень |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А03-13600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение от 13.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 15.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А03-13600/2014 по заявлению Администрации города Бийска (659306, город Бийск, улица Ленина, 250, ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656002, город Барнаул, проспект Калинина, 8, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) об оспаривании решения и предписания.
Другое лицо, участвующее в деле - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Администрации города Бийска".
Суд установил:
Администрация города Бийска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.07.2014 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Администрации города Бийска" (далее - учреждение).
Решением от 13.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 15.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, способ определения подрядчика путем проведения закупки в форме открытого конкурса выбран заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и учреждение просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 200 мест в 23 микрорайоне г. Бийска Алтайского края" для муниципальных нужд. Организатором конкурсов являлась администрация, заказчиком - учреждение. Начальная (максимальная) цена контракта - 107 343 060 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Астрал" (далее - ООО "Астрал") обратилось с жалобой в управление на ограничение количества участников закупки путем неправомерного выбора способа определения поставщика в виде открытого конкурса.
Решением антимонопольного органа от 15.07.2014 N 343/14 жалоба ООО "Астрал" признана обоснованной, а действия учреждения - нарушающими требования части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
На основании указанного решения управления учреждению и администрации выдано предписание от 15.07.2014 N 88 (N343/14) об устранении нарушения в сфере контрактной системы путем размещения на сайте информации об аннулировании конкурса.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для проведения конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона при проведении спорной закупки для муниципальных нужд.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион) являются конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые используют заказчики при осуществлении закупок (части 1 и 2).
Частями 1 и 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Закона.
В рассматриваемом случае, как полагает антимонопольный орган, закупка могла быть осуществлена путем проведения конкурса с ограниченным участием или путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Проведение конкурса с ограниченным участием осуществляется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ).
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 (далее - Перечень N 1089).
К одному из таких случаев согласно пункту 6 Перечня N 1089 отнесено выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
Перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ антимонопольный орган не представил доказательств отнесения здания детского сада, для строительства которого проводилась закупка, к особо опасным и технически сложным объектам, предусмотренным частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах доводы управления о наличии у заказчика обязанности по проведению конкурса с ограниченным участием правомерно отклонены судами.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019 утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Аукционный перечень).
В Аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
Как следует из материалов дела, объектом спорной закупки является выполнение строительных работ, относящихся к коду 45 ОКПД ОК 034-20071.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае цена закупки для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб., суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у заказчика обязанности по проведению электронного аукциона.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав недействительными решение и предписание антимонопольного органа от 15.07.2014.
Иное толкование управлением норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13600/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ антимонопольный орган не представил доказательств отнесения здания детского сада, для строительства которого проводилась закупка, к особо опасным и технически сложным объектам, предусмотренным частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
...
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2015 г. N Ф04-17591/15 по делу N А03-13600/2014