г. Тюмень |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А46-8935/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2014 (судья Погосткина Е.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 (судьи Смольникова М.В., Зорина О.В., Семенова Т.П.) по делу N А46-8935/2014
по заявлению администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Омской области (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании 3 204 444 руб.
Суд установил:
Администрация города Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Омской области (далее - Управление казначейства) о взыскании 3 204 444 руб. на приобретение жилого помещения семье Сергеевой Натальи Геннадьевны.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 3 204 444 руб. убытков.
Минфин России в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
По утверждению Минфина России, администрацией не доказано наличие совокупности условий для наступления гражданско-правовой ответственности Российской Федерации в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, а именно противоправности действий ответчика, возникновение убытков в заявленном размере. Минфин России считает, что суды не учли, что обязанность по распределению денежных средств на цели реализации государственной политики возложена на Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).
В представленном отзыве администрация города Омска просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, отклонив доводы кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Омска от 05.02.2014 по делу N 2-580/2014 на администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Сергеевой Наталье Геннадьевне на состав семьи из 3-х человек (включая Сергеева Максима Андреевича, Бачинину Марию Павловну) жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в черте города Омска общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права Бачининой М.П. на дополнительную жилую площадь.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 05.02.2014 по делу N 2-580/2014 установлено, что Бачинина М.П. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, внесенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006N 378, входит в перечень заболеваний, дающий право на дополнительную жилую площадь.
На основании постановления администрации города Омска от 03.07.2013 N 741-п Сергеева Н.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Указывая на то, что расходы, возникшие в связи с приобретением жилого помещения за счет средств муниципального образования города Омска, подлежат взысканию с Российской Федерации, администрация города Омска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), пунктами 3, 4 статьи 49, частью 3 пункта 2 статьи 57, частью 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, пришли к выводу о том, что в настоящем случае право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, вследствие чего расходные обязательства по предоставлению такого жилья возникают именно у Российской Федерации.
Исходя из доказанности материалами дела обязанности администрации города Омска предоставить жилое помещение, невыполнение федеральным органом государственной власти встречной обязанности по компенсации расходов на исполнение названных полномочий администрации за счет средств казны Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили исковые требования на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ).
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса РФ).
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1), 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности статьями 39 (часть 1), 40 (часть 3).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Закона N 181-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона N 181-ФЗ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной нормой права предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Настоящий спор возник вследствие предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданину на основании вступившего в законную силу решения суда после 01.01.2005.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57, пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статьями 55, 60, 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Вместе с тем отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Поскольку право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, то расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
На основании установленных обстоятельств, в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности администрацией совокупности предусмотренных законом условий для возложения на Российскую Федерацию ответственности в виде возмещения убытков и правомерно удовлетворили исковые требования.
Судами при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, не допущено нарушений норм действующего законодательства.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и сформулированные выводы. Фактически доводы кассационной жалобы, не подтверждая неправильное применение норм действующего законодательства, указывают на несогласие с оценкой судами доказательств и установленных обстоятельства.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Судом кассационной инстанции не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по делу N А46-8935/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Вместе с тем отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
...
На основании установленных обстоятельств, в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности администрацией совокупности предусмотренных законом условий для возложения на Российскую Федерацию ответственности в виде возмещения убытков и правомерно удовлетворили исковые требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2015 г. N Ф04-17150/15 по делу N А46-8935/2014