г. Тюмень |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А27-11158/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области на решение от 28.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ходякова О.С.) и постановление от 16.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Сухотина В.М., Стасюк Т.Е.) по делу N А27-11158/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) к обществу с ограниченной ответственностью "Бор" (650520, Кемеровская область, Кемеровский район, д. Журавлево, ОГРН 1054250013982, ИНН 4250002304) о взыскании 36 980 017,82 руб. задолженности и пени.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Кемеровской области.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бор" (далее - ответчик, общество) о взыскании 32 131 403,20 руб. задолженности по арендной плате и 4 848 614,62 руб. пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - департамент).
Решением от 28.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы истец указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку договором арендная плата определена, как регулируемая Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Между тем, изменение категории земли влечет невозможность применять установленную договором арендную плату к правоотношениям такого регулирования; арендодатель не может быть лишен права на изменение платы в одностороннем порядке с учетом порядка регулирования, установленного законом для категории земель населенных пунктов и не требует согласования его в дополнительном соглашении.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, Департамент лесного комплекса в своем отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 15.05.2009 между департаментом лесного комплекса (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании протокола аукциона от 06.05.2009 N 1 был заключен договор N 40/09-р (далее - договор) аренды 6 лесных участков (42:04:0211003:7, 42:04:0211003:8, 42:04:0211003:154, 42:04:0211003:153, 42:04:0211003:155, 42:04:0211003:156).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 договора размер арендной платы в год составляет 3 566 263 руб.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от 11.12.2009 N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" спорные лесные участки из состава земель лесного фонда общей площадью 97,36 га включены в исторически сложившиеся границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, установлен вид их разрешенного использования - жилищное строительство.
В ответ на запрос суда филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области письмом от 19.09.2014 N 05-10/5693 указала, что сведения о категории спорных участков - "земли населённых пунктов" были внесены в государственный кадастр недвижимости 19.01.2010 на основании распоряжения коллегии администрации Кемеровской области от 11.12.2009 N 1129-р.
На основании распоряжения коллегии администрации Кемеровской области от 18.02.2014 N 136-р "Об отмене распоряжения коллегии администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 года N 1129-р", 10.04.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о категории спорных земельных участков - "земли лесного фонда". Дополнительно кадастровая палата сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:153 с 25.08.2014 является архивным.
Таким образом, истец заявил требования о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды земельного участка, исходя из измененного им в одностороннем порядке расчета арендной платы.
Управление, ссылаясь на осуществление правомочий собственника в отношении арендуемых земельных участков, указало, что арендная плата должна быть определена, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на основании отчета независимого оценщика.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из отсутствия у истца полномочий по распоряжению спорными земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в связи с чем является ненадлежащим истцом по делу.
Апелляционная инстанция, оставляя решение без изменения, указала, что вывод суда о том, что категория спорных земельных участков была изменена с категории "земли лесного фонда" на категорию "земли населенных пунктов" неуполномоченным лицом, является неверным, однако данное обстоятельство не привело к принятию неверного решения.
Суд апелляционной инстанции также указал, что изменение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, возможно только при наличии указанных в статье 74 ЛК РФ обстоятельств, однако истцом наличие таких обстоятельств не доказано.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ (в редакции федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ, создает - наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена и указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий), и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Введенная федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Судами установлено, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие указанных обстоятельств.
Кроме того, в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указал, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем. Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 ЛК РФ недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно ЛК РФ.
Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13).
Таким образом, на основании вышеизложенных норм права, предусматривающих запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необоснованности исковых требований являются правомерным.
Выводы судов также соответствуют правоприменительной практике, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 по делу N 301-ЭС14-448, от 19.02.2015 N 301-ЭС14-625, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11158/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие указанных обстоятельств.
Кроме того, в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указал, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем. Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 ЛК РФ недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно ЛК РФ.
Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2015 г. N Ф04-18256/15 по делу N А27-11158/2014