г. Тюмень |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А45-12159/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гудыма В.Н.
судей Коробейниковой О.С.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2014 (судья Векшенков Д.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Полосин А.Л.) по делу N А45-12159/2014 по заявлению открытого акционерного общества Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 38, ИНН 5404220321, ОГРН 1035401524564) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании решения незаконным.
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Ярков С.Г. по доверенности от 02.06.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (далее - ОАО "НПО "Сибсельмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения от 19.03.2014 N 01/569/013-649 об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании в установленный законом срок провести государственную регистрацию права собственности на имущество: помещение общей площадью 6 989,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, кадастровый номер 54:35:06190:1748, в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
С судебными актами не согласилось Управление Росреестра, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Заявитель указывает, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у общества прав на данный объект, не представлены документы, подтверждающие, что имеющийся в плане приватизации объект соответствует объекту, в отношении которого подано заявление на регистрацию. Поэтому, по его мнению, вывод судов о том, что обществом представлены все документы, позволяющие идентифицировать спорный объект недвижимости, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, акцентировав внимание суда на незаконность принятых по делу судебных актов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить судебные акты без изменения.
Выслушав представителя Управления Росреестра, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов арбитражных судов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.12.2013 общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение общей площадью 6989, 6 кв.м, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, кадастровый номер 54:35:061490:1748 с приложением следующих документов об объекте (расписка от 06.12.2013):
- квитанции об оплате государственной пошлины от 25.11.2013 N 114139;
- кадастрового паспорта помещения от 26.11.2013 N 54/201/13-357676;
- состава подлежащего приватизации имущественного комплекса от 05.09.2003;
- приказа от 13.05.2013 N 73;
- распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р;
- договора поручения от 21.11.2013 N 1027-13;
- справки от 05.12.2013 N 1134/81;
- доверенности от 06.11.2012.
Дополнительно к ранее представленным документам 06.02.2014 Управлению Росреестра было представлено письмо от 03.02.2014 N МИ-1109/06, 17.02.2014 - справка кадастрового инженера от 14.02.2014.
Сообщением от 19.03.2014 N 01/569/2013-649 Управлением Росреестра отказано обществу в регистрации права собственности на основании абзацев восьмого, десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая отказ регистрирующего органа противоречащим действующему законодательству и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие документы соответствуют плану приватизации и являются достаточными для идентификации спорного объекта.
Оснований для несогласия с данным выводом судов у суда кассационной инстанции не имеется.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для её проведения. В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац восьмой пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Отказывая обществу в государственной регистрации права собственности, Управление Росреестра сослалось на то, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя
Суды двух инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и с учётом приведённых выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, установили следующее.
Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2002 N 1155-р утвержден План приватизации федерального имущества на 2003 год, в который вошло, в том числе, ОАО "НПО "Сибсельмаш".
Из сведений, содержащихся в распоряжении департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р с приложением, в состав подлежащего приватизации имущества ФГУП "Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" вошли:
- здание промышленного назначения площадью 4762 кв.м 1938 года постройки (N 143 в передаточном акте);
- административно-бытовые помещения площадью 1212 кв.м 1968 года постройки (N 144 в передаточном акте).
Согласно справке кадастрового инженера от 14.02.2014, представленной заявителем в регистрирующий орган в приложении к распоряжению департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р, под позиционными номерами 143, 144 указано помещение под наименованием "Здание промышленного назначения" в количестве двух позиций и "Административно-бытовые помещения" в количестве двух позиций.
В отношении указанного объекта 05.03.2013 была проведена первичная техническая инвентаризация с получением технического паспорта, а 26.11.2013 получен кадастровый паспорт.
По результатам технической инвентаризации было установлено, что данный объект представляет собой единое помещение, общей площадью 6989,6 кв.м, с кадастровым номером 54:35:061490:1748.
Изменение площади объекта обусловлено тем, что в отношении данного здания не проводилось первичной инвентаризации при составлении распорядительных документов.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что обществом для государственной регистрации права собственности представлены все необходимые документы, позволяющие сделать вывод о том, что заявленный на государственную регистрацию объект является тем же объектом, что и поименованный в плане приватизации и распорядительных документах, в связи с чем признали отказ в государственной регистрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества.
Данные выводы сделаны судами двух инстанций правомерно, основаны на анализе и надлежащей правовой оценке обстоятельств дела и документов, представленных обществом для государственной регистрации, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и подтверждены ими.
Иного заявитель кассационной жалобы не представил.
Доводы кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление арбитражных судов приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А45-12159/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Гудым |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац восьмой пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Отказывая обществу в государственной регистрации права собственности, Управление Росреестра сослалось на то, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2015 г. N Ф04-18899/15 по делу N А45-12159/2014