г. Тюмень |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А27-9039/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж" на определение о прекращении производства по делу от 17.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 17.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу N А27-9039/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж" (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 15, ИНН 4205258086, ОГРН 1134205001182) к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Николая Островского, 32, ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808) о признании недействительным постановления.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж" (далее - общество, ООО "Электросибмонтаж") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, комиссия) от 18.02.2014 N 100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж" (далее - ООО "Электросибмонтаж") г. Кемерово":
1) в части установления тарифа в размере 266, 33 руб./Гкал (без учета НДС), указанного в приложении N 1 "Тариф на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей, подключенных к тепловым сетям ООО "Электросибмонтаж", действующий с момента вступления в силу постановления по 30.06.2014" к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО) от 18.02.2014 N 100;
2) в части установления тарифа в размере 267, 25 руб./Гкал (без учета НДС), указанного в приложении N 2 "Тариф на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей, подключенных к тепловым сетям ООО "Электросибмонтаж", действующий с 01.07.2014 по 31.12.2014" к постановлению РЭК КО от 18.02.2014 N 100.
Определением от 17.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемое постановление РЭК Кемеровской области является ненормативным правовым актом, поскольку имеет конкретный, ограниченный перечень потребителей услуг и данные именно этих потребителей были использованы РЭК для расчета тарифа.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, считая их законными.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Электросибмонтаж" обратилось в РЭК Кемеровской области с предложением по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2014 год.
По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия 18.02.2014 вынесла постановление N 100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Электросибмонтаж" (город Кемерово)".
Считая, что установленные названным постановлением величины тарифов на услуги по передаче тепловой энергии являются экономически необоснованными и заниженными, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что данный спор не относится к подведомственности арбитражных судов, поскольку оспариваемое постановление комиссии является нормативным правовым актом.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных актов исходя из следующего.
Тарифы на теплоноситель (горячую воду), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти (подпункты 5, 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 1 статьи 5, пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) наделены полномочиями по установлению вышеназванных тарифов.
Согласно пункту 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление от 30.07.2013 N 58) решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг.
Оспариваемым решением РЭК Кемеровской области установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом без указания конкретных потребителей (то есть для неопределенного круга лиц), рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений в сфере теплоснабжения.
Следовательно, оспариваемое постановление комиссии правомерно признано судами нормативным правовым актом.
В силу части 1 и пункта 2 части 2 статьи 17, а также части 1 статьи 194 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в суде первой инстанции арбитражного суда в коллегиальном составе судей.
В данном случае дело в суде первой инстанции рассмотрено судьей единолично, вместо коллегиального рассмотрения дела, на которое стороны имели право в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 3 пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании.
Кроме того, согласно положениям главы 23 АПК РФ при оспаривании нормативных правовых актов стадия апелляционного рассмотрения не предусмотрена, что также свидетельствует о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм процессуального права.
Несоблюдение судами первой и апелляционной инстанций названных выше требований процессуального законодательства является основанием для отмены судебных актов в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 288 АПК и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 4 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение о прекращении производства по делу от 17.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9039/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление от 30.07.2013 N 58) решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг.
...
В силу части 1 и пункта 2 части 2 статьи 17, а также части 1 статьи 194 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в суде первой инстанции арбитражного суда в коллегиальном составе судей.
В данном случае дело в суде первой инстанции рассмотрено судьей единолично, вместо коллегиального рассмотрения дела, на которое стороны имели право в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 3 пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом суда, то вопрос о прекращении производства по делу разрешается названным составом суда в судебном заседании."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2015 г. N Ф04-18875/15 по делу N А27-9039/2014