г. Тюмень |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А70-8826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Орловой Н.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Институт "Тюменькоммунстрой" (истца) на решение от 26.11.2014 Арбитражного суда Тюменской области судья Коряковцева О.В.) и постановление от 03.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-8826/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Институт "Тюменькоммунстрой" (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 61/2, ОГРН 1027200823187, ИНН 7203122310) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20, ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175) об оспаривании действий государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле: Егоров Константин Павлович, Кривонос Светлана Борисовна, Соколов Валентин Владимирович, Соколова Ирина Борисовна, Чернышов Юрий Германович.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Институт "Тюменькоммунстрой" (заявителя) - Трифанов С.В. по доверенности от 02.02.2015 N 7;
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (заинтересованного лица) - Медведева Е.В. по доверенности от 08.12.2014 N 121.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Институт "Тюменькоммунстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - управление Росреестра) о признании незаконным отказа (сообщение от 24.06.2014 N 01/193/2014-280,28114996) в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214002:1586 по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, район озера Цимлянского.
Требования со ссылкой на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статью 44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" мотивированы неправомерным отказом заинтересованным лицом в совершении действий по государственной регистрации права.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Егоров Константин Павлович, Кривонос Светлана Борисовна, Соколов Валентин Владимирович, Соколова Ирина Борисовна, Чернышов Юрий Германович.
Решением от 26.11.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции незаконно признал законодательно установленным препятствием для государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок без регистрации общего имущества в блокированном жилом доме.
Заявитель полагает, что судом необоснованно не учтены конструктивные особенности такого дома (таунхауса), а также факт передачи в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения этого дома.
Считает отказ государственного регистратора неправомерным, а судебные акты принятыми без учета фактических обстоятельств и положений вышеупомянутых нормативных актов.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель управления Росреестра возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 4 242 м?, с кадастровым номером 72:23:0214002:1586, назначением объекта: земли населенных пунктов для размещения блокировочных жилых домов, расположенный по адресу: г. Тюмень, район озера Цимлянского (свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2010 серии 72 НЛ N 685605, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.04.2014 N 01/157/2014-414).
На указанном земельном участке обществом осуществлено строительство блокированного жилого двухэтажного дома с мансардой ГП-3 (2 очередь), участки N N 137, 138, 139.
Завершенный строительством жилой дом 20.03.2013 введен в эксплуатацию (разрешение администрации г. Тюмени N RU72304000-23-рв).
Общество 07.05.2014 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214002:1586, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, район озера Цимлянского.
Письмом от 24.06.2014 N 01/193/2014-280,28114996 управление Росреестра сообщило обществу, что 20.06.2014 заявителю отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214002:1586 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В обоснование отказа заинтересованное лицо сослалось на то, что отсутствуют сведения о помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Фирменная, 35, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме; соглашение о расчете долей в общем имуществе и фактическом владении и пользовании частями земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:1586 в счет части доли в общем имуществе от 29.04.2014, представленное на государственную регистрацию, определяет только фактическое владение и пользование собственниками земельным участком, не содержит сведений о составе общего имущества и не определяет доли в праве на общее имущество; проведение государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, входящий в состав многоквартирного жилого дома, без проведения государственной регистрации помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, не представляется возможным; невозможно проведение государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок без внесения изменения его разрешенного использования с разрешенного использования "для размещения блокировочных жилых домов" на разрешенное использование "под многоквартирный дом"; право собственности на земельный участок принадлежит обществу; заявление от представителя общества об отказе от права собственности на указанный земельный участок не поступало, поэтому регистрация общей долевой собственности на указанный земельный участок собственников квартир невозможна.
Полагая, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации общей долевой собственности является незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.
Посчитав недоказанным обществом несоответствие закону отказа управления Росреестра в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и нарушение этим отказом прав и законных интересов заявителя, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, признаются жилыми домами блокированной застройки.
Отношения собственников помещений сблокированных жилых домов - жилого комплекса, связанного общим земельным участком, сетями, территорией и др. (таунхауса), возникающие по поводу общего имущества, прямо законом не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статья 290 ГК РФ, а также нормы жилищного законодательства.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), в постановлении от 28.05.2010 N 12-П (пункт 2.1) отметил, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
По правилам статьи 290 ГК РФ, пункта 2 статьи 36 ЗК РФ, статьи 36 ЖК РФ, статьи 16 Вводного закона земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
Подходы к применению положений законодательства о правах на общее имущество многоквартирного дома и, в частности, на земельные участки под многоквартирными домами, определены в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", а также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 13147/09, от 02.03.2010 N 13391/09, от 24.01.2012 N 11642/11.
С учетом этих подходов земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, как часть общего имущества в жилом доме переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме или в момент его формирования и проведения государственного кадастрового учета, или в момент осуществления государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка после введения в действие ЖК РФ полностью исключает возможность определения размеров долей на общее имущество на основании решения или иного соглашения о размерах долей, так как такие доли определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЖК РФ, согласно которому доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (статья 18 ЖК РФ, пункт 2 статьи 23 Закона N 122-ФЗ).
Учитывая положения статьи 23 Закона N 122-ФЗ, статьи 16 Вводного закона, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона Вводного закона возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, а также на земельный участок. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него. При этом застройщик должен отказаться от права собственности на земельный участок.
В пункте 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ указано на представление к заявлению о государственной регистрации в обязательном порядке документов, необходимых для ее проведения, к которым, в частности, относятся, документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На основании пункта 7 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 14.02.2007 N 29), с учетом положений ЖК РФ и Вводного закона, на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения) данного права также представляются документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В связи с этим судом первой инстанции верно указано, что общество как застройщик дома в соответствии с принятыми на себя обязательствами по окончании строительства жилого дома должно было принять меры по формированию новых границ земельного участка под блокированным жилым домом путем прекращения существующего земельного участка и образования вновь созданного с внесением соответствующих изменений в документы государственного кадастрового учета. Земельный участок, предоставленный обществу в собственность, а также под строительство жилого дома в том виде, в котором он был определен в кадастровом паспорте земельного участка, в настоящее время существует в измененных границах.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суды установили отсутствие документов, подтверждающих формирование земельного участка для размещения конкретного многоквартирного жилого дома по ул. Фирменной, 35 и использования данного участка в качестве объекта имущества многоквартирного дома; наличие зарегистрированных прав собственности общества и граждан Егорова К.П., Соколова В.В., Соколовой И.Б., Кривонос С.Б., Чернышова Ю.Г. на жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном на спорном земельном участке, размер их долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (технический паспорт дома), а также прекращение права собственности общества на земельный участок.
С учетом изложенного отказ управления Росреестра в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок признан судами правомерным.
Более того, отказ в государственной регистрации не влечет нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку, как указано выше, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома возникает в силу закона, государственная регистрация права общей долевой собственности в данном случае не является обязательным доказательством существования права, указанное право неотделимо от права собственности на помещение в данном доме, не подлежит отчуждению и передаче отдельно от права собственности на помещение.
К тому же сам по себе оспариваемый отказ не создает незаконных препятствий в оформлении прав общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, так как любой собственник помещения в многоквартирном доме по ул. Фирменная, 35 вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган о формировании земельного участка под этим многоквартирным домом.
В связи с недоказанностью обществом совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ (несоответствие ненормативного акта, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления должностных лиц закону и нарушение ими прав и законных интересов лица, оспаривающего ненормативный акт, действия (бездействие), суды на законных основаниях отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права (статья 288 АПК РФ) судами не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.11.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8826/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На основании пункта 7 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 14.02.2007 N 29), с учетом положений ЖК РФ и Вводного закона, на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения) данного права также представляются документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. N Ф04-20216/15 по делу N А70-8826/2014