г. Тюмень |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А03-4028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Стеценко К.В рассмотрел кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" на решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 03.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-4028/2014 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" (658980, Алтайский край, село Ключи, улица Антонова, 19, ИНН 2248004597, ОГРН 1042200840989) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Ключевского района Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ключевского района Алтайского края.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.). в заседании приняла участие представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Овчинникова С.Л. по доверенности от 29.05.2013.
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" (далее - МУП "Коммунальщик", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю, управление) о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурного (обособленного) подразделения администрации Ключевского района Алтайского края - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ключевского района Алтайского края (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения в полном объеме исполнительного листа АС N 006454732, выданного 26.06.2013 Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-1364/2009.
Определением суда от 19.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ключевского района Алтайского края (далее - администрация) и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ключевского района Алтайского края (далее - комитет).
Решением от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 03.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного предприятием требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению МУП "Коммунальщик", управление обязано приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах комитета, который входит в структуру администрации и является её подразделением.
В отзывах на кассационную жалобу УФК по Алтайскому краю и администрация, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2009 по делу N А03-1364/2009 МУП "Коммунальщик" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Определением от 11.03.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1364/2009 с администрации за счет казны муниципального образования "Ключевской район Алтайского края" в пользу заявителя в порядке субсидиарной ответственности взыскано 4 134 410 руб. 20 коп.
Арбитражным судом Алтайского края 26.06.2013 выдан исполнительный лист серии АС N 006454732 о взыскании в субсидиарном порядке денежных средств, должником в котором указана администрация.
Данный исполнительный лист предприятие предъявило к исполнению в УФК по Алтайскому краю, которое письмом от 05.09.2013 N 17-15-30/8188 возвратило исполнительный лист взыскателю без исполнения.
Решением от 07.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17176/2013 действия управления по возврату исполнительного листа признаны незаконными.
Заявитель 16.12.2013 повторно предъявил в УФК по Алтайскому краю упомянутый исполнительный лист, который принят управлением к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ администрации (должнику) 19.12.2013 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа. Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник 31.12.2013 представил в управление информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
В связи с отсутствием неиспользованных бюджетных данных, отраженных на лицевом счете должника по соответствующему коду бюджетной классификации, платежный документ должником не представлялся. Также управление сообщило, что с 30.08.2013 по 27.01.2014 бюджетные данные по коду бюджетной классификации, указанному должником, не доводились. С 29.04.2013 операции на лицевом счете должника приостановлены (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) в связи с неисполнением исполнительных документов.
На запрос заявителя управление 21.02.2014 сообщило, что в связи с отсутствием по состоянию на 19.02.2014 неиспользованных бюджетных данных, отраженных на лицевом счете администрации по соответствующему коду бюджетной классификации, платежный документ этим должником не представлялся.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия управления незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного предприятием требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Из содержания приказа Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством" следует, что на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, указанное в их учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение), распространяются, соответственно, положения настоящего Порядка, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (пункт 2.2).
Уставом муниципального образования Ключевской район Алтайского края, принятым решением Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22.04.2013 N 125, определено, что администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Структура администрации района утверждается районным Собранием депутатов по представлению Главы администрации района. Администрация района обладает правами юридического лица и действует на основании Устава (статья 39). Решением Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2013 N 175 утверждена структура администрации Ключевского района, признаны утратившими силу ряд решений районного Собрания депутатов, в том числе решение N 264 от 10.12.2009 "Об утверждении структуры администрации района".
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что единственным Комитетом, непосредственно входящим в структуру администрации, является Комитет по образованию.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике внесен в ЕГРЮЛ, ему присвоен ОГРН 1022202316355 и в управлении открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Положением от 26.05.2006 N 132 о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ключевского района Алтайского края, утвержденном постановлением администрации предусмотрено, что этот комитет является органом исполнительной власти района (пункт 1). Финансирование расходов на содержание комитета осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий год (пункт 8). Комитет наделяется правами юридического лица (пункт 9).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что данный комитет не относится к структурным (обособленным) подразделениям администрации, является самостоятельным юридическим лицом, ему открыт лицевой счет как получателю бюджетных средств, и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 500 (одной тысячи пятисот) рублей, по уплате которой ему была предоставлена отсрочка при принятии кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102 и 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 03.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4028/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик", (658980, Алтайский край, село Ключи, улица Антонова, 19, ИНН 2248004597, ОГРН 1042200840989) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания приказа Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством" следует, что на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, указанное в их учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение), распространяются, соответственно, положения настоящего Порядка, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (пункт 2.2)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2015 г. N Ф04-19096/15 по делу N А03-4028/2014