г. Тюмень |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А75-4797/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "АЛАЗ" на решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-4797/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "АЛАЗ" (628605, город Нижневартовск, улица 60 лет Октября, 88, 100, ИНН 8603144991, ОГРН 1078603005106) к Ханты-Мансийской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России (628605, город Нижневартовск, улица Ханты-Мансийская, 25б, ИНН 8603069261, ОГРН 1038601253272) о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
В заседании приняла участие представитель Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России - Колодницкая Н.И. по доверенности от 25.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "АЛАЗ" (далее - общество, ООО ПКФ "АЛАЗ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - таможня, таможенный орган) возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 803 770 руб. 24 коп.
Решением от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), признается дата фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза. В связи с этим, годичный срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом был соблюден, поскольку товар фактически вывезен 30.12.2012.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Отческой Т.И. в связи с ее нахождением в отпуске на судью Шабанову Г.А., дело рассмотрено сначала.
Проверив в соответствии со статьей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя таможни, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 03.12.2012 в целях таможенного оформления вывозимого с территории Таможенного союза товара (ранее помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки по качеству закрытым акционерным обществом "НТД Сибтранссервис" от имени и по поручению ООО ПКФ "АЛАЗ" на таможенной пост Нижневартовский Ханты-Мансийской таможни представлена декларация на товар N 10505090/031212/0001607.
Согласно отметке на таможенной декларации данный товар выпущен таможенным органом 05.12.2012 по заявленной декларантом таможенной процедуре реэкспорта.
Фактически товар по указанной декларации вывезен за пределы таможенной территории Таможенного союза 30.12.2012 через таможенный пост Морской пост Восточный Находкинской таможни.
ООО ПКФ "АЛАЗ" 10.12.2013 обратилось в таможню с заявлением о возврате уплаченных ввозных таможенных платежей в отношении данного товара в размере 1 803 770 руб. 24 коп.
Таможенный орган письмом от 13.12.2013 возвратил заявление общества без рассмотрения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Дополнительным письмом от 20.12.2013 таможня сообщила обществу о том, что в соответствии с частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных платежей в случаях, указанных в части 1 названной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Общество 28.04.2014 вновь направило заявление о возврате таможенных платежей, которое также было возвращено таможней со ссылкой на пропуск срока, установленного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании.
Считая свои права нарушенными, ООО ПКФ "АЛАЗ" обратилось с аналогичным требованием в арбитражный суд, ссылаясь на наличие у него права на возврат уплаченных таможенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о пропуске обществом предусмотренного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании срока для возврата уплаченных таможенных платежей, который подлежит исчислению в рассматриваемом случае с даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта, является пресекательным и не может быть восстановлен.
При этом суды исходили из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 297 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которым под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке.
Статьей 301 ТК ТС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 297 названного Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 названного Кодекса (возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Согласно статье 291 Закона о таможенном регулировании в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС, и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном главой 17 названного Закона (возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств).
Указанной главой Закона о таможенном регулировании предусмотрены правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (статья 147), а также иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов (пункты 1-6 части 1 статьи 148).
Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 названной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с названной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 названного Закона не применяются (часть 2 статьи 148).
Из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что для реализации предусмотренного частью 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании права на возврат сумм таможенных платежей необходимо письменное заявление плательщика указанных сумм, которое должно быть подано не позднее одного года со дня наступления одного из обстоятельств, перечисленных в пунктах 1-6 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании.
В силу пункта 4 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае, если ТК ТС и (или) названным Законом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров.
Следовательно, является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей, признается дата помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС.
Для реализации права на возврат ранее уплаченных таможенных платежей таможенным органом общество должно было в течение одного года с даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта (05.12.2012) фактически вывезти товар с таможенной территории Таможенного союза и подать заявление по установленной форме.
Поскольку соответствующее заявление было представлено ООО ПКФ "АЛАЗ" в таможню 10.12.2013, у таможенного органа, как верно отмечено судами, не имелось оснований для возврата уплаченных таможенных платежей.
Между тем судами не учтено следующее.
Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем закрепление в данном Законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом, в отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Учитывая, что право на возврат уплаченных таможенных платежей по спорной таможенной декларации возникло у общества на следующий день после даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта, то есть 06.12.2012, а в арбитражный суд с имущественным требованием оно обратилось 21.05.2014, заявление подано в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
Поскольку указанный срок обществом не пропущен у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении искового требования по данному основанию.
Судами не был проверен и установлен факт уплаты обществом ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в заявленном размере.
При таких обстоятельствах решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4797/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем закрепление в данном Законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом, в отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
...
Судами не был проверен и установлен факт уплаты обществом ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в заявленном размере.
При таких обстоятельствах решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2015 г. N Ф04-18476/15 по делу N А75-4797/2014
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3188/16
25.01.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4797/14
30.06.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-18476/15
19.01.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12745/14
01.10.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4797/14