г. Тюмень |
|
7 июля 2015 г. |
Дело N А03-18901/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 16.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мошкина Е.Н.) и постановление от 14.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Нагишева О.Б., Захарчук Е.И., Терехина И.И.) по делу N А03-18901/2014 по иску муниципального унитарного предприятия "Горэлектротранс" города Барнаула (656066, город Барнаул, улица Гридасова, 5, ИНН 2222048208, ОГРН 1022201761592) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, город Барнаул, проспект Красноармейский, 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Алтайского края, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Горэлектротранс" города Барнаула (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании 9 844 419 рублей 20 копеек убытков, возникших в результате предоставления в 2011 году услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки (федеральный регистр).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмера спора, привлечены: Администрация Алтайского края, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Решением от 16.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 14.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин РФ обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение от 16.01.2015 и постановление от 14.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы указывает, что понесенные предприятием в 2011 году расходы, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки (федеральный регистр), относятся к расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Предприятие и Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в отзывах на кассационную жалобу ссылаются на законность и обоснованность принятых судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Алтайского края, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2011 году предприятие осуществляло регулярные пассажирские перевозки граждан электрическим транспортом на городских маршрутах в пределах территории города Барнаула.
Предприятие, указывая на неполное возмещение ему расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков с Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленный иск, суды исходили из наличия правовых оснований для взыскания заявленной суммы убытка и фактических обстоятельств, подтверждающих оказание предприятием услуг по перевозке пассажиров указанной категории.
При этом суды руководствовались статьями 15, 16, 125, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При рассмотрении спора суды также приняли во внимание, что между предприятием (перевозчик) и Комитетом по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (заказчик) заключен договор от 24.09.2008 N 134 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по перевозке пассажиров наземным горэлектротранспортом.
В 2011 году в целях реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Алтайского края мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта предприятие предоставило льготным категориям граждан, проживающим в городе Барнауле, право льготного проезда на принадлежащем ему электрическом транспорте (трамваи, троллейбусы).
В соответствии с пунктом 2.1.1 указанного договора в обязанность заказчика входит компенсировать перевозчику убытки (расходы) от перевозки пассажиров в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год с учетом субвенций из федерального и краевого бюджетов за перевозку отдельных категорий граждан согласно Порядку предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам, выполняющим пассажирские перевозки городским электрическим транспортом, утвержденному постановлением Главы города от 19.09.2008 N 2754.
В целях осуществления передачи и оплаты месячных проездных билетов льготным категориям граждан предприятие и Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне заключили договор от 30.12.2010 N ГУ-339/101к-02-11 о порядке реализации проездных билетов для проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Барнауле.
По условиям названного договора и в соответствии с постановлением Администрации города Барнаула от 03.12.2008 N 4139 в 2011 году стоимость одного месячного проездного билета составляет 500 рублей. При этом оплата месячного проездного билета производится за счет средств краевого бюджета в размере 300 рублей от стоимости одного проездного билета, а 200 рублей оплачивает гражданин, приобретающий билет.
Постановлением Администрации города Барнаула от 24.02.2011 N 490 с 01 марта 2011 года стоимость одного проездного билета для граждан на трамвай, троллейбус установлена в размере 600 рублей.
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне возместило предприятию 144 386 500 рублей, полученных от реализации социальных билетов гражданам.
Суды, проверив представленный предприятием расчет убытков, признали его обоснованным, согласившись с тем, что предприятию не компенсированы в полном объеме услуги по перевозке на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан (федеральный регистр).
Таким образом, суды пришли к выводу о наличии у предприятия убытков в связи с перевозками граждан, относящихся к федеральному регистру. Указанная сумма была взыскана с Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
Кроме того, суды, взыскивая заявленную сумму иска с Российской Федерации, не приняли во внимание положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основаниях возникновения расходных обязательств у Российской Федерации и у ее субъектов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Суды при рассмотрении настоящего дела не проверили наличие оснований для возникновения расходных обязательств по финансированию соответствующих льгот у привлеченной по делу к качестве ответчика Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 01.11.2008 N 467 утверждено Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан, учтенных в федеральном и краевом регистрах получателей мер социальной поддержки (кроме граждан, учтенных в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи только в целях установления социальной доплаты к пенсии), проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения.
Данный нормативный акт не предусматривает предоставление компенсации только при перевозке региональных льготников.
Вместе с тем суды не уточнили, каким льготным категориям граждан федерального регистра предприятием предоставлялись услуги по перевозке.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо установить, каким льготным категориям граждан федерального регистра предприятием предоставлялись услуги по перевозке; проверить наличие оснований для возникновения расходных обязательств по финансированию соответствующих льгот у привлеченной по делу в качестве ответчика Российской Федерации, установить надлежащего ответчика по заявленному иску.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.01.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18901/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. N Ф04-20286/15 по делу N А03-18901/2014