г. Тюмень |
|
7 июля 2015 г. |
Дело N А46-13760/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В. Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-13760/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (644043, г. Омск, ул. Волочаевская, д. 19Е, кв. 7, ОГРН 1085543050779;
ИНН 5503047244) к администрации г. Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.09.2014 N ИсхДИО/13945 и обязании совершить действия.
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (далее - ООО "Сельское дело", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 22.08.2014 N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а, а также обязании администрации принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а.
Определением суда от 13.10.2014 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Сельское дело", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кассационная жалоба согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Сельское дело" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98, площадью 1 739 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов.
Разрешенное использование данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, определено как зона жилой застройки высокой этажности (Ж4).
Для земельных участков территориальной зоны Ж4 условно разрешенным видом использования является - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более трех этажей).
На данном земельном участке находится нежилое здание (детский сад).
Общество, приняв решение о переводе нежилого помещения (детский сад) в жилое, 05.06.2014 обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - для перевода расположенного на нем здания из нежилого в жилое.
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 31.07.2014, на основании заключения и рекомендаций Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска администрацией было вынесено постановление от 22.08.2014 N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", среди которых указан и спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36: 12 01 03:98.
Находя данное постановление администрации в части спорного земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, ООО "Сельское дело" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ и положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Согласно части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Омске (далее - Порядок).
Как подтверждено материалами дела, в соответствии с указанным Порядком, на основании подпункта 15 пункта 1 постановления администрации города Омска от 21.01.2013 N 2-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 27-я Линия, дом 17а, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
Частями 8, 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации; на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Оспариваемое постановление администрации вынесено на основании заключения от 31.07.2014 и рекомендаций от 04.08.2014 Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска.
Из заключения Комиссии следует, что проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я 8 А46-13760/2014 Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утверждённому постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п" на рассматриваемой территории предусмотрено размещение комплексной жилой застройки средней этажности с объектами дошкольного образования на 190 мест и объектами начального общего и среднего (полного) общего образования на 650 мест.
При таких обстоятельствах Комиссия рекомендовала отказать в предоставлении обществу разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суды обоснованно посчитали, что оспариваемое постановление принято администрацией в установленный законом срок, с соблюдением процедуры публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с учетом рекомендаций Комиссии по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, на основании Правил землепользования и застройки от 10.12.2008, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
Судами не установлено предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ совокупности условий для признания оспариваемого постановления недействительным.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о неправильном применении судами норм материального права и процессуального права необоснованны, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела и, по существу, направлены на иную оценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судом не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу N А46-13760/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частями 8, 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации; на основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
...
Оспариваемое постановление администрации вынесено на основании заключения от 31.07.2014 и рекомендаций от 04.08.2014 Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска.
...
Проанализировав представленные в дело доказательства, суды обоснованно посчитали, что оспариваемое постановление принято администрацией в установленный законом срок, с соблюдением процедуры публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с учетом рекомендаций Комиссии по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, на основании Правил землепользования и застройки от 10.12.2008, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. N Ф04-20387/15 по делу N А46-13760/2014