г. Тюмень |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А02-2400/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 августа 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Лошкомоевой В.А.
Мельника С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай на решение от 05.02.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) и постановление от 29.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Киреева О.Ю., Захарчук Е.И.) по делу N А02-2400/2014 по иску администрации муниципального образования "Усть-Канский район" (649450, Республика Алтай, Усть-Канский район, село Усть-Кан, улица Первомайская, 2, ИНН 0403004618, ОГРН 1030400557296) к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Чаптынова, 24 ИНН 0411006947, ОГРН 1020400734683), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Набережная, 1, ИНН 0411148638, ОГРН 1100411000381) о признании права собственности.
Другое лицо, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Суд установил:
администрация муниципального образования "Усть-Канский район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском с учётом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - Управление Росимущества) о признании права муниципальной собственности на линейные объекты электроэнергетики, расположенные в Республике Алтай, Усть-Канский район, село Усть-Кан - комплектные трансформаторные подстанции (КТП) площадью 0,82 кв. м: по улице Лесная, кадастровый номер 04:07:000000:943; по улице Октябрьская, кадастровый номер 04:07:000000:910;
по улице Кирпичная, кадастровый номер 04:07:000000:945; по улице Мира, кадастровые номера 04:07:000000:916, 04:07:000000:907, 04:07:000000:921; по улице Луговая, кадастровый номер 04:07:000000:915;
по улице Социалистическая, кадастровый номер 04:07:000000:905;
по улице Нагорная, кадастровый номер 04:07:000000:922;
по улице Дорожников, кадастровый номер 04:00:000000:48;
по улице Тугамбаева, кадастровый номер 04:07:000000:931;
по улице Ленинская, кадастровый номер 04:07:000000:911.
Требование органа местного самоуправления мотивировано ссылками на статьи 131, 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввиду невозможности регистрации права муниципальной собственности на линейные объекты при отсутствия недостающих правоустанавливающих документов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири").
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 05.02.2015 (с учётом определения об исправлении опечаток от 20.04.2015) иск удовлетворён.
Суд первой инстанции исходил из возникновения у муниципального образования права собственности на объекты электроэнергетики, которые созданы по его заказу и расположены на территориях этого субъекта.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы Управления Росимущества о привлечении его к участию в деле в качестве ненадлежащего ответчика.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения иска, прекратить производство по делу в этой части.
Заявитель кассационной жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку материально-правовая связь между сторонами отсутствует, вследствие чего не нарушаются интересы истца.
Как полагает заявитель, в данном случае заявление должно быть рассмотрено в порядке главы 27 АПК РФ об установлении юридических фактов.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещённых о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе исследования материалов дела суд первой инстанции установил, что по заключённому с Администрацией (заказчик) договору-контракту от 30.03.2007 N 2 общество с ограниченной ответственностью "Спецэнергострой" (генподрядчик) выполнило реконструкцию линий ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ и 16 трансформаторных подстанций в селе Усть-Кан Усть-Канского района Республики Алтай.
Завершённые строительством объекты переданы заказчику по актам приёма-передачи смонтированного оборудования от декабря 2011 года. Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации были выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
В августе 2014 года линейные объекты прошли инвентарный учёт, изготовлены технические и кадастровые паспорта.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай регистрация права собственности на указанные линейные объекты невозможна ввиду отсутствия части правоустанавливающих документов.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 218, статьи 219 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В пункте 59 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
С учётом положений пункта 1 статьи 130, статьи 131 ГК РФ, статей 1, 4 Закона о регистрации, статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" суд первой инстанции сделал правильный вывод об отнесении названных трансформаторных подстанций к объектам недвижимости, права собственности на которые подлежат государственной регистрации.
Из технических паспортов, составленных Усть-Канским производственным участком Ростехинвентаризации - Федерального БТИ по Республике Алтай по состоянию на 30.01.2012, и кадастрового паспорта Межрайонного отдела Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от 15.01.2015 следует, что спорные объекты представляют собой сооружения на бетонных опорах с металлическим корпусом, в которых размещено электрооборудование по уровню напряжения 10/04 кВ.
Сведения о правах на земельные участки, образованные в процессе межевания земель поселений, на которых располагаются КТП, и которые предоставлены для их размещения и обслуживания, отсутствуют.
Письмами Управления Росимущества от 16.10.2014 N 1928-06/02-03 и Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 18.09.2014 N 129, от 10.11.2014 N 152 подтверждено, что спорное имущество не является собственностью Республики Алтай и не числится в реестре федерального имущества.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложению 3 объекты электроэнергетики, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) и районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, были отнесены к муниципальной собственности, независимо от того, на чьём балансе они находились, и передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальную собственность безвозмездно передаётся имущество, которое используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьёй 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку спорные КТП созданы и реконструированы в установленном порядке при отсутствии оспаривания иными лицами прав на них у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении иска Администрации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем ответчике правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик представляет Российскую Федерацию как федерального собственника в отношениях собственности.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.02.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 29.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2400/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
В.А. Лошкомоева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложению 3 объекты электроэнергетики, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) и районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, были отнесены к муниципальной собственности, независимо от того, на чьём балансе они находились, и передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальную собственность безвозмездно передаётся имущество, которое используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьёй 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2015 г. N Ф04-22509/15 по делу N А02-2400/2014