г. Тюмень |
|
7 октября 2015 г. |
Дело N А70-622/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И. Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" на решение от 04.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 17.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-622/2015 по заявлению прокурора Ленинского административного округа города Тюмени (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица 50 лет Октября, 31, ИНН 7204006003, ОГРН 1027200810284) к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица Василия Гольцова, 2/7, ИНН 7204203812, ОГРН 1147232018405) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от общества ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" - Шабелянская А.А. по доверенности от 05.10.2015;
от прокурора Ленинского административного округа города Тюмени - Диденко Т.С.
Суд установил:
прокурор Ленинского административного округа города Тюмени (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (далее - ООО "ИнвестСтрой", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 17.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 04.03.2015 и постановление от 17.06.2015 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемое обществу правонарушение подлежит квалификации по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с прекращением производства по делу.
Как следует из материалов дела, 16.01.2015 прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения федерального законодательства при проведении строительных работ по строительству жилого комплекса в границах улиц Линейная-Широтная по адресу город Тюмень, улица Широтная, дом 168/41 (далее - жилой комплекс) установлено, что рабочие общества работают без использования средств индивидуальной защиты (монтажные пояса, верёвки, каски) в нарушение строительных норм и пункта 5.13 правил "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001", (далее - СНиП 12-03-2001) принятых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.07.2001 N 80.
По результатам данной проверки прокурор постановлением от 23.01.2015 возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной установили в действиях общества состав вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем привлекли его к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективная сторона состава указанного правонарушения, включает в себя, в том числе нарушение обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства.
В данном случае обществу вменяется нарушение пункта 5.13 СНиП 12-03-2001, согласно которому все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
Обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства данный пункт СНиП 12-03-2001 не содержит.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанции в пункте 5.13 СНиП 12-03-2001 закреплены требования охраны труда.
Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, установлена статьёй 5.27.1 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях предусмотренных статьёй 5.27.1 КоАП РФ, не отнесены к подведомственности арбитражных судов.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.
При названных обстоятельствах суды дали не правильную квалификацию совершенного обществом правонарушения, поэтому решение от 04.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене с принятием судом кассационной инстанции нового судебного акта о прекращении производства по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-622/2015 отменить.
Производство по заявлению прокурора Ленинского административного округа города Тюмени о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Возвратить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.01.2015 и прилагаемые к нему документы прокурору Ленинского административного округа города Тюмени.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.
При названных обстоятельствах суды дали не правильную квалификацию совершенного обществом правонарушения, поэтому решение от 04.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене с принятием судом кассационной инстанции нового судебного акта о прекращении производства по делу."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2015 г. N Ф04-24626/15 по делу N А70-622/2015