г. Тюмень |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А45-3423/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу на решение от 22.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 17.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Усанина Н.А.) по делу N А45-3423/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирское информационное агентство недвижимости" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Крылова, 31,22, ИНН 5406205544, ОГРН 1035402454570) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 67, ИНН 5406306327, ОГРН 1055406024761) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирское информационное агентство недвижимости" (далее - ООО "НИАН", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2015 N 20-04-13/15-15П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 22.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя удовлетворено.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного ООО "НИАН" требования.
По мнению административного органа, общество, состоящее на момент проведения проверки на учете в Росфинмониторинге как организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязано было направить в уполномоченный орган сообщение об операции, подлежащей обязательному контролю.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы управления и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения заявителем законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 23.01.2010 по 22.01.2015.
По результатам проверки составлен акт от 04.02.2015 N 20-04-12/15-4В, из содержания которого следует, что в проверяемом периоде общество оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, но не представило в уполномоченный орган сведения об операции, подлежащей обязательному контролю; должностные лица общества не соответствовали квалификационным требованиям.
На основании акта проверки управлением составлен протокол от 04.02.2015 об административном правонарушении и вынесено оспариваемое заявителем постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами и иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ).
По смыслу указанных норм под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в проверяемом периоде ООО "НИАН" не производило операции с денежными средствами или с имуществом, подлежащие контролю в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ; оказываемые обществом услуги носили консультационный и сопроводительный характер.
Поскольку данные услуги не относятся к сделкам, информацию в отношении которых необходимо сообщать в уполномоченный орган, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3423/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами и иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ).
По смыслу указанных норм под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2015 г. N Ф04-24273/15 по делу N А45-3423/2015