г. Тюмень |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А27-5717/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" на решение от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) и постановление от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-5717/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Советский, 8, ИНН 4205218083, ОГРН 1114205006222) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дюкорева Т.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - Никишова Т.А. по доверенности от 12.01.2015 (срок действия по 31.12.2020);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Овчинников В.П. по доверенности от 13.04.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.11.2014 N 45716 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2013 N 1004-р об определении "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость на 2014 год", вступило в си лу 26.01.2014. На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества наступает с 01.01.2015.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что по результатам камеральной проверки налогового расчета по налогу на имущество организаций, представленного Обществом за 1 квартал 2014 года, Инспекция вынесла решение от 13.11.2014 N 45716 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанным решением Обществу доначислены авансовые платежи по налогу на имущество организаций в размере 975 770 руб.
Решением от 18.03.2015 N 164 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение Инспекции от 13.11.2014 N 45716 утверждено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество неправомерно исчислило налог на имущество без учета изменений, внесенных Законом Кемеровской области от 26.11.2013 N 115-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" (далее - Закон от 26.11.2013 N 115-ОЗ).
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что Законом от 26.11.2013 N 115-ОЗ дополнен Закон Кемеровской области от 26.11.2003 N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" статьей 5.2, предусматривающей, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений). Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом этой статьи объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый Коллегией Администрации Кемеровской области.
Ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 2 данной статьи, установлена в размере 1,0 процента от налоговой базы в 2014 году, 1,5 процента - в 2015 году, 2,0 процента - в 2016 году и последующие годы.
Согласно статье 2 Закона от 26.11.2013 N 115-ОЗ этот Закон вступает в силу с 01.01.2014, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением последнего абзаца статьи 1 названного Закона, который вступает в силу с 18.12.2013.
Текст данного Закона опубликован 29.11.2013 в приложении "Официально" к газете "Кузбасс" N 220.
С учетом даты официального опубликования Закон от 26.11.2013 N 115-ОЗ вступил в силу с 01.01.2014. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2013 N 1004-р утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - распоряжение от 25.12.2013 N 1004-р).
В утвержденный перечень вошли два принадлежащих Обществу объекта:
- с кадастровым номером 42:24:0501006:996 (город Кемерово, Советский проспект,8) кадастровой стоимостью 603 481 834,77 руб.;
- с кадастровым номером 42:24:0501006:997 (город Кемерово, Советский проспект,8а) кадастровой стоимостью 46 618 060,24 руб.
Соответствие указанных объектов недвижимости критериям, определенным в Законе от 26.11.2013 N 115-ОЗ, размер кадастровой стоимости Обществом не оспаривается.
Распоряжение от 25.12.2013 N 1004-р размещено 26.12.2013 на сайте Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области http://www.zakon.kemobl.ru.
Апелляционный суд обоснованно счел, что указанный способ опубликования распоряжения позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Судами правильно отмечено, что критерии объектов недвижимого имущества, подпадающих под действие изменений, четко определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 Закона от 26.11.2013 N 115-ОЗ, опубликованном более чем за месяц до начала следующего налогового периода по налогу на имущество - 2014 год.
Поскольку указанные критерии (общая площадь, фактическое использование и вид вещного права на объект) по используемым объектам были известны Обществу, то оно могло самостоятельно, заблаговременно (до принятия распоряжения от 25.12.2013 N 1004-р) определить условия налогообложения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в спорном налоговом периоде.
Апелляционный суд верно указал, что перечень соответствующих объектов недвижимости формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит вторичный, информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков и сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
Суды правильно сочли, что пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
Суды обоснованно признали, что данное требование Коллегией Администрации Кемеровской области соблюдено.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что налоговая база по налогу на имущество в отношении спорных объектов недвижимости подлежала исчислению Обществом исходя из их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания недействительным решения Инспекции.
Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение от 25.12.2013 N 1004-р, по мнению Общества, вступило в силу 26.01.2014 и обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества наступает с 01.01.2015, основан на ошибочном толковании пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что в Кемеровской области объектов недвижимого имущества фактически больше, чем указано в распоряжении от 25.12.2013 N 1004-р, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Определением от 11.09.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в силу статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит выдать Арбитражному суду Кемеровской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5717/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строитель" в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно отмечено, что критерии объектов недвижимого имущества, подпадающих под действие изменений, четко определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 Закона от 26.11.2013 N 115-ОЗ, опубликованном более чем за месяц до начала следующего налогового периода по налогу на имущество - 2014 год.
...
Суды правильно сочли, что пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
...
Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение от 25.12.2013 N 1004-р, по мнению Общества, вступило в силу 26.01.2014 и обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества наступает с 01.01.2015, основан на ошибочном толковании пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2015 г. N Ф04-24701/15 по делу N А27-5717/2015