г. Тюмень |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А46-14918/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Севастьяновой М.А.,
Туленковой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области на решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ильина Л.Д.) по делу N А46-14918/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тарская топливная компания" (646530, Омская область, город Тара, площадь Ленина, 17, ИНН 5535010039, ОГРН 1135535000457) к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (646530, Омская область, город Тара, улица Советская, 23А, ИНН 5535007519, ОГРН 1055567028637) о взыскании задолженности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тарская топливная компания" (далее - ООО "Тарская топливная компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее - Администрация) о взыскании 931 637 руб. задолженности по концессионному соглашению от 12.08.2013 N 1 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.05.2015 иск удовлетворен - с Администрации в пользу ООО "Тарская топливная компания" взыскано 931 637 руб. задолженности и 21 632,74 руб. судебных расходов.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 апелляционная жалоба ответчика возвращена заявителю в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отказом в его восстановлении.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
Податель жлобы полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Суд первой инстанции неправомерно отклонил ходатайство ответчика о проведении экспертизы, стоимость текущих работ возмещению не подлежит. Суд неверно определил основание расторжения концессионного соглашения, не учел факт невозврата котлов КВВ-1, подлежащих списанию ответчиком, неправомерно взыскал государственную пошлину.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тарская топливная компания" возражает против ее доводов, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, как соответствующее законодательству, производство по кассационной жалобе прекратить в связи с истечением срока для обжалования решения в кассационном порядке.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между городским поселением Тарского муниципального района Омской области (концендент) и ООО "Тарская топливная компания" (концессионер) заключено концессионное соглашение от 12.08.2013 N 1 в отношении объектов теплоснабжения на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее - соглашение), по условиям которого концессионер принял обязательство за свой счет (утвержденные в установленном порядке тарифы на услуги передачи тепловой энергии) обеспечить технически исправное содержание недвижимого имущества согласно приложению N 1 к настоящему соглашению и реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в приложении N 4 настоящего соглашения, право на которое принадлежит концеденту (далее - объект соглашения), и осуществить передачу и распределение тепловой энергии и горячей воды с использованием объекта соглашения, а концедентом принято обязательство о предоставлении концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
На весь период концессионного соглашения концессионер оказывает коммунальные услуги населению и юридическим лицам Тарского городского поселения в соответствии с нормами и правилами, установленными для этого вида деятельности, невыполнение таковых правил влечет признание концессионного соглашения утратившим силу путем одностороннего расторжения соглашения со стороны концедента.
Срок действия соглашения согласован сторонами с 12.08.2013 по 12.08.2023 года.
Объектом соглашения является недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в приложении N 1 к настоящему договору (пункт 2 соглашения).
В соответствии с пунктом 3 соглашения объект, подлежащий реконструкции, состав и описание которого приведены в приложении N 4, принадлежит концеденту на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права: здание котельной, общей площадью 151,7 кв. м, по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица 8-я Линия, дом 93, кадастровый номер 55-55-34/010/2007-600; теплотрасса, протяженностью 554 п. м, инвентарный номер 80000051, по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица 8-я Линия, 93, кадастровый номер 55-55-31/001/2012-737.
В соответствии с актом приема-передачи объектов концессионного соглашения (приложение N 1 к соглашению) концедент передал, а концессионер принял во временное владение и пользование объекты движимого имущества, находящегося по адресу: город Тара, улица 8-я Линия, дом 93, - в том числе: котлы КВВ-1 с инвентарными номерами 110104078, 110104079, 01310635 в неисправном состоянии и непригодном к эксплуатации;
объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица 8-я Линия, дом 93, - здание котельной балансовой стоимостью 236 565,65 руб., площадью 151,7 кв. м, 1959 года постройки; теплотрасса балансовой стоимостью 653 368 руб., протяженностью 554 п. м, 2008 года постройки, трубы стальные.
В разделе 9 соглашения определен порядок оплаты по соглашению. Согласно пунктам 59, 60 соглашения концессионная плата вносится концессионером ежегодно не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным. Концессионная плата уплачивается в размере 7 646 416 руб., без налога на добавленную стоимость, с последующим годовым уточнением на основании независимой оценки. Изменения концессионной платы оформляются отдельным соглашением, которое является неотъемлемой частью данного концессионного соглашения.
В пункте 61 соглашения сторонами согласовано, что концессионная плата направляется концедентом на проведение работ по капитальному ремонту объектов настоящего соглашения, в соответствии с пунктом 31 настоящего соглашения.
Согласно пункту 31 соглашения концессионер имеет право по согласованию с концедентом производить работы по капитальному ремонту объекта соглашения в счет концессионной оплаты в рамках настоящего соглашения по программе, согласованной концедентом.
В рамках дополнительного соглашения от 16.04.2014 N 2 к концессионному соглашению от 12.08.2013 N 1 в отношении объектов теплоснабжения на территории Тарского городского поселения стороны пришли к соглашению дополнить пунктом 96 раздел 14 "Прекращение Соглашения" следующего содержания: "96. Расходы концессионера, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения и не возмещенные ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения за счет осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии и горячей воды, возмещаются в соответствии с установленным порядком (приложение N 5)"; дополнить концессионное соглашение от 12.08.2013 N 1 приложением N 5 в форме приложения 2 к настоящему дополнительному соглашению.
В приложении N 5 к концессионному соглашению стороны согласовали порядок и срок возмещения концедентом установленных законодательством расходов концессионера не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 4 указанного приложения N 5 сумма денежных средств, подлежащих возмещению концессионеру концедентом при окончании соглашения, определяется как разница между фактически инвестированным капиталом (объемом денежных средств) в реконструкцию и модернизацию объекта концессионного соглашения (в соответствии с утвержденной инвестиционной программой концессионера) и денежными средствами (часть инвестированного капитала) возврат которых учтен при установлении тарифов на тепловую энергию и они фактически получены концессионером при эксплуатации объекта соглашения на момент окончания соглашения.
Рассматриваемое концессионное соглашение расторгнуто сторонами соглашением от 09.09.2014 в силу наличия обстоятельств, установленных решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10.06.2014 N 05/03-14, а именно факта изменения после подведения итогов конкурса на право заключения концессионного соглашения перечня предоставленного по соглашению имущества, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках соглашения о расторжении концессионного соглашения стороны установили, что порядок и сроки возмещения концедентом установленных расходов концессионера, не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения, осуществляются в соответствии с положениями концессионного соглашения от 12.08.2013 (пункт 4 соглашения о расторжении).
Факт возврата объектов концессионного соглашения в рабочем состоянии подтверждается актом приема-передачи от 09.09.2014, в соответствии с которым концедент принял от концессионера следующие объекты (находящиеся по адресу: город Тара, улица 8-я Линия, 93):
1. Сетевой насос К-98, N 00000127, 2005 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 86 158 руб.;
2. Котел Т-200, N 00000064, 1983 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 17 831,55 руб.;
3. Сетевой насос К-100-80-160, А (11/3000), б/н, 2009 год ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 22 066 руб.;
4. Котел КВр-1, 25, 2013 года ввода в эксплуатацию;
5. Котел КВр-1, 2013 года ввода в эксплуатацию;
6. Насос Grundfos NB 40-125/142 5.5 кВт, 2013 года ввода в эксплуатацию, а также:
- здание котельной балансовой стоимостью 236 565,65 руб., площадь 151,7 кв. м, 1959 года постройки;
- теплотрасса балансовой стоимостью 653 368 руб., протяженностью 554 м, 2008 года постройки, трубы стальные.
Во исполнение согласованных сторонами условий концессионного соглашения, концессионером выполнены работы по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции объектов, переданных по концессионному соглашению, которые приняты концедентом без замечаний, что следует из представленных в материалы дела актов о приемке выполненных работ формы КС-2: от 09.05.2014 N 4 на сумму 80 467,18 руб.; от 19.11.2013 N 5 на сумму 58 096,34 руб.; от 15.09.2013 N 6 на сумму 120 000 руб.;
от 15.09.2013 N 7 на сумму 427 130 руб.; от 15.09.2013 N 8 на сумму 387 103 руб., от 15.09.2013 N 9 на сумму 424 534 руб., итого на сумму 1 497 330 руб.
Отсутствие оплаты по актам выполненных работ, явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанным иском.
Согласно уточненным истцом требованиям на дату судебного заседания предметом спора являются акты N 6, N 8 и N 9 на общую сумму 931 637 руб., в остальной части по актам N 5, 4, 7 требования истца погашены путем проведения взаимозачета с ответчиком по соглашению от 15.08.2014 N 1 к соглашению об использовании концессионной платы в размере 646 416 руб. для оплаты выполненных работ по реконструкции (капитальному ремонту) муниципального имущества, по которому часть стоимости выполненных истцом работ зачтена против оплаты стоимости концессионной платы.
Указанные в актах выполненных работ от 15.09.2013 N 6, 8, 9 на общую сумму 931 637 руб. мероприятия сторонами согласованы и запланированы как необходимые, относящиеся к работам по капитальному ремонту модернизации и реконструкции объектов, переданных по концессионному соглашению.
Так, в рамках дополнительного соглашения от 20.08.2013 N 1 к концессионному соглашению стороны согласовали необходимость выполнения следующих мероприятий:
- проведение капитального ремонта котла Т-200, инвентарный номер 00000064, 1983 года ввода в эксплуатацию;
- произведение замены на исправный насос за счет концессионера сетевого насоса К-98, инвентарный номер 110104078;
- выведение из эксплуатации, произведение списания котла КВВ-1, инвентарный номер 110104078, 2003 года ввода в эксплуатацию;
- выведение из эксплуатации, произведение списания котла КВВ-1, инвентарный номер 110104079, 2003 года ввода в эксплуатацию;
- выведение из эксплуатации, произведение списания котла КВВ-1, инвентарный номер 01310635, 2009 года ввода в эксплуатацию;
- передача концессионеру котла КВ-1, 25 МВт по акту приема-передачи для установки и монтажа;
- произведение концессионером приобретения доставки и монтажа котла КВр-1 МВт за свой счет;
- произведение за счет средств концессионера капитального ремонта здания котельной инвентарный номер N 8489, 1959 года постройки и благоустройства территории;
- произведение за счет средств концессионера капитального ремонта теплотрассы, инвентарный номер 80000051.
Также согласованы график мероприятий по реконструкции объекта концессионного соглашения, его переустройства на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения, согласно которому в графике сторонами согласовано проведение мероприятий по реконструкции и модернизации объектов концессионного соглашения (29 наименований по порядку), из числа которых: снос аварийного топливного склада, 2013 год (порядковый номер мероприятия по графику - 6); монтаж топливного склада, 2015 год (порядковый номер 7 по графику); благоустройство территории котельной, 2013 год (порядковый номер по графику -8); ремонт тепловой трассы, замена утеплителя по всей длине (порядковый номер по графику - 9); проведение гидравлической наладки тепловых сетей -2019 год (порядковый номер по графику - 17).
Согласно ответу Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.04.2015 в тарифе на тепловую энергию для потребителей Общества на 2014 год не включены затраты на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию котельной, расположенной по адресу: город Тара, улица 8-я Линия, дом 93; в тарифе учтены только затраты на текущий ремонт в сумме 116 600 руб.
Наличие непогашенной Администрацией задолженности, послужило основанием для обращения ООО "Тарская топливная компания" в арбитражный суд с указанным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности уплатить истцу стоимость произведенных им и принятых ответчиком работ в предъявленном размере.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1). Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2). В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3). Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное (часть 12). Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса (часть 13).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, и установив, что принятые по спорным актам работы совершены истцом в рамках исполнения обязательств по концессионному соглашению, данные расходы истца не включены в тариф на тепловую энергию, ответчик в определенном приложением N 5 к соглашению порядке их не возместил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права при отказе в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Поскольку судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, в настоящем деле при отсутствии необходимости в специальной оценке фактов ходатайство одной из сторон о назначении экспертизы не создает для суда обязанность ее назначить.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, суд оценил вопросы, поставленные ответчиком на разрешение эксперта, как не имеющие правового значения с учетом мнения другой стороны, определения порядка возмещения расходов в концессионном соглашении.
Условия концессионного соглашения, акты выполненных работ от 15.09.2013 N 6, 8, 9, доказательства согласования истцом и ответчиком перечня работ (письма Администрации от 23.06.2014 N 2150/0123, от 23.06.2014 N 2149/01-23), исследованы судом при рассмотрении дела по существу и надлежаще оценены; оснований к иной оценке не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о взыскании судом с Администрации государственной пошлины, несостоятельны.
В данном случае судебным актом взыскана не государственная пошлина, а распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная позиция суда соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2015 по делу N А46-14918/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1). Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о взыскании судом с Администрации государственной пошлины, несостоятельны.
В данном случае судебным актом взыскана не государственная пошлина, а распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная позиция суда соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2015 г. N Ф04-24016/15 по делу N А46-14918/2014