г. Тюмень |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А27-1762/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) на решение от 25.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 29.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-1762/2015 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" (115193, город Москва, улица Петра Романова, дом 4, строение 1, ОГРН 1027739276311, ИНН 7717036797) в лице филиала "Прокопьевский Ордена Трудового Красного Знамени военизированный горноспасательный отряд" Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" (653033, город Прокопьевск, улица Петренко, 9) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) (650066, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Ленина, 80А, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857; 653039, город Прокопьевск, улица Ноградская, 21) о признании недействительными решений.
В заседании принял участие представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" - Гейнц А.В. по доверенности от 10.06.2015.
Суд установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная часть" в лице филиала "Прокопьевский Ордена Трудового Красного Знамени военизированный горноспасательный отряд" Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 07.11.2014 N 58 осс/д о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; о признании недействительным решения от 07.11.2014 N 58 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; об обязании возвратить выплаченные суммы недоимки на дату уплаты в размере 47 202,87 руб., штрафа в размере 8 510,53 руб., пени в размере 2 045,40 руб.
Решением от 25.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд просит решение и постановление отменить.
В обоснование жалобы Фонд ссылается на следующие доводы: денежная компенсация стоимости питания при дежурстве работников подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не подпадает под действие пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Предприятие возражает против доводов Фонда согласно отзыву.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела по результатам проведения выездной проверки Фондом составлен акт от 30.09.2014 с указанием на выявленные нарушения и принято решение от 07.11.2014 N 58 осс/д о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 7 324,23 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 36 621,15 руб. и начислены пени в размере 1 826,83 руб.,
Также 07.11.2014 принято решение N 58 н/с о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 1 186,30 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 5 931,48 руб., начислены пени в размере 218,57 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Одним из оснований для доначисления страховых взносов по решениям явилось невключение Предприятием в базу для начисления страховых взносов компенсации питания при дежурстве работников.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьями 1, 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, статьями 4, 17, 20.2 Закона N 125-ФЗ, статьями 16, 164, 165, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1, пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ), Уставом Предприятия, Положением о военизированных горноспасательных частях, находящихся в введении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 N 45 (далее - Положение), пришли к выводу о том, что денежные выплаты на питание при дежурстве являются выплатой денежных средств взамен предоставления в натуре бесплатного питания, данные выплаты носят компенсационный характер, в связи с чем не подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 151-ФЗ аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Пунктом 5 статьи 25 Закона N 151-ФЗ определено право спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований на обеспечение питанием при несении дежурств с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Таким образом, как верно указано судами, данной нормой предусмотрена обязанность аварийно-спасательных формирований по обеспечению работников, несущих дежурства, питанием.
Согласно пункту 1.1 устава предприятие создано в соответствии с приказом Министерства металлургии СССР от 25.10.1989 N 291, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.06.2010 N 1050-р передано в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пункт 19 Положения предусматривает, что работники военизированных горноспасательных частей, находящиеся в дежурной смене не менее 12 часов, обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств военизированных горноспасательных частей. При отсутствии организованного питания выплачивается денежная компенсация. Нормы обеспечения питанием, а также порядок расчета компенсации утверждаются руководителем военизированной горноспасательной части.
Приказом МЧС России от 29.04.2013 N 290 утверждены категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, норм и порядка их продовольственного обеспечения.
Пунктом 12 приложения N 3 приказа МЧС России от 29.04.2013 N 290 предусмотрено, что при отсутствии организованного питания работникам военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ), находящимся в дежурной смене, за каждые сутки дежурства выплачивается денежная компенсация в размере стоимости продовольственного пайка, предусмотренного настоящим приказом, исчисленная по ценам продуктов, сложившимся на момент их приобретения в регионе дислокации подразделения ВГСЧ или места проведения горноспасательных работ.
Как верно указано судами, приказом МЧС России от 29.04.2013 N 290, предусмотрена замена питания денежной компенсацией в размере стоимости продовольственного пайка, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии замены питания компенсацией отклоняются апелляционным судом.
Установив, что военизированные горноспасательные части (ВГСЧ) полностью соответствуют определению аварийно-спасательного формирования, данному в статье 1 Закона N 151-ФЗ, и, принимая во внимание, что денежная компенсация стоимости питания предусмотрена законодательством, суды пришли к верному выводу о том, что указанная выплата не подлежит обложению страховыми взносами на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В кассационной жалобе Фонд ссылается на то, что в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушениями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не являются в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, пришли к обоснованному выводу о неправомерности и недействительности оспариваемых решений Фонда.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены требования Предприятия.
Судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, доказательства, представленные в материалы дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах. По существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Фондом не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1762/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Фонд ссылается на то, что в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушениями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не являются в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, пришли к обоснованному выводу о неправомерности и недействительности оспариваемых решений Фонда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2015 г. N Ф04-25080/15 по делу N А27-1762/2015