г. Тюмень |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А45-24290/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шороховой И.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска на решение от 21.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Тарасова С.В.) и постановление от 27.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-24290/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионэкспортлес" (630105, ул. Линейная 114, оф. 114, г. Новосибирск, ИНН 5402541425, ОГРН 1115476094271) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска (630082, ул. Дачная 60, г. Новосибирск г. Новосибирск) о признании недействительным решения в части.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Регионэкспортлес" - Белик С.Е. по доверенности от 15.10.2014;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска - Голубкова Н.А. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регионэкспортлес" (далее - ООО "Регионэкспортлес", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска (далее - ИФНС, налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа N 73801 от 03.09.2014 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части: отказа ООО "Регионэкспортлес" в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по реализации товаров в сумме 1 269 191 руб.; взыскания с ООО "Регионэкспортлес": суммы неуплаченного НДС в размере 228 454 руб.; начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате НДС в размере 17 759,87 руб.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в размере 44 383,80 руб.; предложения ООО "Регионэкспортлес" уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа (с учетом уточнения заявленного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Инспекции, суды необоснованно отклонили доводы налогового органа о необходимости наличия отметки таможенного органа о вывозе товара на товаросопроводительных документах по отгрузке товара на экспорт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Инспекции, считает решение и постановление законными и обоснованными, просит отказать налоговому органу в удовлетворении требований кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции N 73801 от 03.09.2014, принятым по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по НДС за 3 квартал 2013 года, Обществу отказано в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по реализации товаров в сумме 1 269 191 руб.; с него взыскана сумма неуплаченного (не полностью уплаченного) НДС в сумме 228 454 руб.; начислены пени за просрочку исполнения обязанности по уплате НДС в сумме 18 030,71 руб.; заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога с учетом имеющейся переплаты (228 454 - 6 535 = 221 919 руб.) в размере 44 383,80 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области с жалобой.
Решением Управления ФНС России по Новосибирской области от 17.11.2014 N 546 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 164, 165, 169-172, 176 НК РФ, статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа Обществу в применении налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по операциям реализации товаров Общество представило договоры поставки, грузовые таможенные декларации, копии товаросопроводительных документов, проанализировав которые налоговый орган отказал Обществу в применении налоговой ставки 0% по НДС по операциям реализации товаров, отгруженных на экспорт, отраженных в декларации по НДС за 3 квартал 2013 года.
Основанием отказа в применении ставки 0% явился вывод налогового органа о необходимости наличия отметок таможенных органов на копии железнодорожной накладной о вывозе товара российского таможенного органа.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В силу абзаца 5 подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Обществом налоговому органу представлены дубликаты железнодорожных накладных с отметками станции отправления о дате отправки товара, что свидетельствует о реальности и документальном подтверждении движения товара.
Кроме того, как следует из представленных заявителем таможенных деклараций N 10607040/300913/0011678 и N 10609040/270913/0011540, а также дубликатов железнодорожных накладных АТ 041011 и АС 045173 к этим таможенным декларациям, реализация товаров в таможенной процедуре экспорта осуществлялась налогоплательщиком в Республику Узбекистан через Республику Казахстан, являющуюся членом Таможенного Союза. Перевозка товаров осуществлялась железнодорожным транспортом и оформлялась с использованием железнодорожной накладной СМГС в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 18.04.2007 N 333 "Об использовании транспортного документа единого образца (накладной СМГС) в качестве таможенного документа при транзитных перевозках грузов".
Также налогоплательщиком в материалы дела представлены запросы N 06/11 от 24.11.2014 и N 10/11 от 28.11.2014 в Иркутскую таможню Сибирского таможенного управления ФТС России и ответы на эти запросы от 02.12.2014 N 10-02-20/22693 и от 10.12.2014 N 10-02-20/23477, в которых таможенный орган подтвердил, что все указанные налогоплательщиком таможенные декларации, включая таможенные декларации N 10607040/300913/0011678 и N 10609040/270913/0011540 получены из Оренбургской таможни и находятся в Иркутской таможне; требование о представлении налогоплательщиком в налоговые органы таможенных деклараций с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Таможенного союза.
Информация о дате и количестве вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза существует в единой автоматизированной системе таможенных органов, которая на плановой основе передается в ФНС России, и используется региональными органами ФНС России для подтверждения нулевой ставки по НДС при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза; подтверждение вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза производится таможенными органами только по запросам налоговых органов; подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза путем проставления отметок на копиях железнодорожных накладных не предусмотрено пунктом 16 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330.
Согласно абзацу 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В данном случае такими отметками является штамп Иркутской таможни о разрешении выпуска товара. При этом судами обоснованно принято во внимание, что иных отметок таможенный орган России на ГТД не ставит, и что положения статьи 165 НК РФ не содержат в перечне документов, обязанных к представлению налогоплательщиком, каких-либо подтверждений со стороны таможенных органов.
Согласно пункту 1 письма ГТК РФ от 30.06.2004 N 01-06/24123 "О проставлении таможенными органами таможенных штампов на железнодорожных накладных" при таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывозимых железнодорожным транспортом с таможенной территории Российской Федерации по международным железнодорожным накладным через железнодорожные пункты пропуска, решение таможенного органа о выпуске товаров оформляется путем проставления штампа установленной формы на оригинале железнодорожной накладной, на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для дороги отправления.
Аналогичный порядок предусмотрен и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной одноименным приказом ФТС России от 01.06.2011 N 1157, согласно которому (пункт 60) отметки о разрешении вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза проставляется таможенными органами лишь на следующих листах накладной: оригинале накладной, дополнительном экземпляре дорожной ведомости, остающемся в таможенном органе, на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для выходной пограничной станции).
Таким образом, представленные заявителем документы достаточным образом подтверждают вывоз товара по всем указанным ГТД.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали о том, что штамп таможенного органа "Выпуск разрешен" присутствует на представленных налоговому органу ГТД, номера которых, в свою очередь, указаны в дубликатах накладных, так же как и номера вагонов, в которых следует товар, соответственно, можно документально идентифицировать товар, в отношении которого таможенным органом принято решение о разрешении выпуска.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что налогоплательщик не может быть лишен права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в связи с отсутствием отметок "Выпуск разрешен" на дубликатах железнодорожных накладных, которые (отметки) в соответствии с действующими на железных дорогах и в таможенных органах не проставляются на указанных листах железнодорожных накладных, при условии наличия соответствующих отметок на таможенных декларациях, приложенных к этим железнодорожным накладным, и при условии подтверждения таможенными органами факта действительного вывоза товаров в таможенном режиме экспорта.
Относительно доводов жалобы о правомерном доначислении Обществу суммы, пени и штрафов, подлежащих уплате в бюджет в связи с тем, что налогоплательщик не собрал надлежащий пакет документов, подтверждающих его право на применение ставки 0 процентов в срок 180 дней.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил документы, предусмотренные соответствующим пунктом статьи 165 Кодекса, подлежащим применению в данном конкретном случае, операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставке соответственно 10 процентов или 18 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из предписаний пункта 9 статьи 165 НК РФ следует, что обязанность по уплате НДС в определенных этой нормой обстоятельствах возникает на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита.
У налогоплательщика, не представившего в установленный срок в налоговый орган документы, подтверждающие право на применение 0% налоговой ставки по НДС, возникает обязанность исчислить налог с соответствующей операции по реализации в общеустановленном порядке и отразить его в налоговой декларации, относящейся к периоду реализации (возникновения налоговой базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ). Право на последующее подтверждение 0% налоговой ставки по НДС данную обязанность не отменяет, но влечет корректировку размера налоговых обязательств.
Поэтому, с учетом подтверждения обоснованности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по НДС, предусмотренные статьей 75 НК РФ пени начисляются, начиная с 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными НК РФ документами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 165 НК РФ, если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ.
НК РФ предусмотрено, что в случае, если такие документы будут собраны и представлены в налоговый орган полный пакет документов для подтверждения экспортной операции по истечении 180-дневного срока, то ему может быть предоставлено право на возмещение налога в порядке, определенном статьей 176 НК РФ.
Налоговая декларация за 4-ый квартал 2013 года по НДС по ставке 0 процентов и документы, указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, поданы Обществом в пределах установленного срока 180 дней (06.02.2014).
Учитывая, что судами признано право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по ГТД N 10609040/270913/0011540 и N 10607040/300913/0011678, оснований для начисления налога, пени и штрафа не имелось.
Поскольку налоговая декларация за 3-ий квартал 2013 года по НДС по ставке 0 процентов и документы, указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, были поданы Обществом с пропуском установленного законом 180-дневного срока, то у него возникла обязанность по уплате НДС по налоговой ставке 18 процентов.
Пени подлежат начислению за период со 181 дня до даты подачи налоговой декларации.
Налогоплательщиком представлен расчет пени, согласно которому она составила 270,85 руб.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о несоответствии решения налогового органа в оспариваемой части требованиям налогового законодательства и наличии оснований для признания его недействительным.
Доводы Инспекции о наличии оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ также были рассмотрены судами и правильно отклонены с учетом выводов о правомерном применении налогоплательщиком ставки НДС в размере 0 процентов.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Таким образом, для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных (с нарушением положений налогового законодательства) действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое в свою очередь повлекло его неуплату за этот период.
В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ по истечении 180-дневного срока, такие операции подлежат обложению по налоговой ставке 0 процентов. В этой ситуации с налогоплательщика подлежат взысканию суммы пени за несвоевременную уплату этого налога, причем пени подлежат начислению лишь за период, начиная со 181 дня с даты помещения товара под таможенную процедуру экспорта до дня подачи полного пакета документов. Основания же в этом случае для взыскания налога по ставке 18% отсутствуют. Следовательно, нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за неполную уплату этой суммы налога, так как согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ штраф, предусмотренный этой нормой, исчисляется от суммы налога, не полностью уплаченной в бюджет, тогда как при применении налоговой ставки 0 процентов сумма налога и база для исчисления суммы штрафа, равна нулю. При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение Инспекции от 03.09.2014 N 73801 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС, в виде штрафа в размере 44 383,80 руб.
Доводы кассационной жалобы в указанной части полностью повторяют позицию налогового органа, изложенную при рассмотрении дела, и направлены на переоценку выводов судов, оснований к чему кассационная инстанция не имеет в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24290/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ по истечении 180-дневного срока, такие операции подлежат обложению по налоговой ставке 0 процентов. В этой ситуации с налогоплательщика подлежат взысканию суммы пени за несвоевременную уплату этого налога, причем пени подлежат начислению лишь за период, начиная со 181 дня с даты помещения товара под таможенную процедуру экспорта до дня подачи полного пакета документов. Основания же в этом случае для взыскания налога по ставке 18% отсутствуют. Следовательно, нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за неполную уплату этой суммы налога, так как согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ штраф, предусмотренный этой нормой, исчисляется от суммы налога, не полностью уплаченной в бюджет, тогда как при применении налоговой ставки 0 процентов сумма налога и база для исчисления суммы штрафа, равна нулю. При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение Инспекции от 03.09.2014 N 73801 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС, в виде штрафа в размере 44 383,80 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф04-26678/15 по делу N А45-24290/2014