г. Тюмень |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А27-190/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Фроловой С.В.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Чебулинского муниципального района на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А27-190/2015 по исковому заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (652507, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Васильева, дом 1, ОГРН 1074212001368, ИНН 4212024138) к обществу с ограниченной ответственностью "Ивановское жилищно-коммунальное хозяйство" (652285, Кемеровская область, Чебулинский район, поселок Новоивановский, улица Садовая, дом 9, ОГРН 1074213000058, ИНН 4213006678), администрации Чебулинского муниципального района (652270, Кемеровская область, Чебулинский район, поселок Верх-Чебула, улица Мира, дом 16, ОГРН 1024201368916, ИНН 4244001302) о взыскании 2 558 999 руб. 39 коп.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" - Шапыров Н.Н. по доверенности от 18.12.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс (далее - ОАО "СУЭК-Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ивановское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "Ивановское ЖКХ"), администрации Чебулинского муниципального района (далее - Администрация) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании солидарно 2 383 951 руб. 39 коп. долга за уголь, поставленный по муниципальному контракту на поставку угля в 2013 году от 19.12.2012 N СУЭК-КУЗ/13-114С, 175 048 руб. неустойки.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, исковые требования удовлетворены, с ответчиков в пользу истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины по 17 897 руб. 50 коп. с каждого.
Администрация обратилась с кассационной жалобой на решение и постановление, просит их отменить в части удовлетворения предъявленных в ней исковых требований и признать прекращенным поручительство Администрации, возникшее в силу муниципального контракта на поставку угля в 2013 году от 19.12.2012 N СУЭК-КУЗ/13-114С.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленное в договоре условие о действии поручительства до фактического исполнения основного договора, не может считаться условием о сроке; в связи с тем, что срок действия муниципального контракта на поставку угля в 2013 году от 19.12.2012 N СУЭК-КУЗ/13-114С определен до 31.12.2013, то на основании пункта 4 статьи 367 ГК РФ с этой даты поручительство прекратилось.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СУЭК-Кузбасс" просит отказать в удовлетворении жалобы, оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Учитывая надлежащее извещение ответчиков о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "СУЭК-Кузбасс" (поставщик), ООО "Ивановское ЖКХ" (покупатель) и Администрацией (поручитель) заключен муниципальный контракт от 19.12.2012 N СУЭККУЗ/13-114С на поставку угля в 2013 году (далее - контракт), по условиям которого поставщик обязался в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 поставить покупателю каменный уголь марки ДР-0-200(0-300) (товар) на условиях отсрочки платежа, покупатель обязался принять и оплатить товар, а поручитель - отвечать перед поставщиком солидарно с покупателем за надлежащее исполнение обязательств покупателем, в том числе оплаты суммы основного долга, процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга, уплату штрафных санкций и других убытков поставщика, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств покупателя (пункт 1.1).
В силу пунктов 2.3.2, 5.2 контракта покупатель обязался оплатить товар не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем его поставки.
Согласно пункту 2.4.1 поручитель обязался отвечать перед поставщиком солидарно с покупателем в соответствии со статьей 363 ГК РФ.
Поручительство прекращается с момента исполнения покупателем в полном объеме всех своих обязательств по контракту, а также по основаниям, предусмотренным статьей 367 ГК РФ (пункт 2.4.5 контракта).
В пункте 2.4.6 контракта предусмотрено, что в случае нарушения сроков оплаты товара поставщик вправе предъявить требования об оплате товара к поручителю, поручитель обязуется произвести оплату в течение 10 банковских дней с момента получения претензии от поставщика.
Пунктом 6.7 контракта предусмотрено, что в случае просрочки оплаты товара покупателем поставщик вправе требовать уплаты неустойки в размере 0,1 процента от суммы основного долга, начиная со дня, когда платеж должен быть произведен, до дня фактической оплаты задолженности.
Согласно пункту 10.1 контракт вступает в силу с момента и действует до 31.12.2013. Обеспечение обязательства поручительством распространяется на весь срок действия контракта.
В период с 24.01.2013 по 29.12.2013 ОАО "СУЭК-Кузбасс" поставило, а ООО "Ивановское ЖКХ" приняло каменный уголь на общую сумму 4 813 967 руб. 20 коп.
В связи с тем, что ООО "Ивановское ЖКХ" не в полном объеме оплатило поставленный уголь, ОАО "СУЭК-Кузбасс" обратилось к нему и к Администрации с претензией от 16.09.2014 об уплате долга начисленных пени.
Отсутствие ответа на претензию и неисполнение изложенных в ней требований явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 361, 363, 516, 526, 531, пунктом 4 статьи 367 ГК РФ, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действовавшего в период спорных отношений, и исходил из доказанности фактов поставки истцом каменного угля Предприятию; неисполнения им в полном объеме обязательства по оплате товара, нарушения установленного контрактом срока оплаты товара; наличии оснований для взыскания задолженности с поручителя.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получателя средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из условий контракта, фактических отношений сторон, правомерно пришли к выводу о том, что между сторонами сложились правоотношения по поставке угля для муниципальных нужд, где муниципальным заказчиком является Администрация, а покупателем - ООО "Ивановское ЖКХ".
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В соответствии со статьей 532 ГК РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статья 361 - 367 ГК РФ).
Поскольку контракт устанавливает солидарную ответственность Администрации и ООО "Ивановское ЖКХ", следовательно, являясь муниципальным заказчиком, Администрация несет перед истцом солидарную обязанность по оплате поставленного истцом товара.
Факты поставки угля и наличия задолженности в сумме 2 383 951 руб. 39 коп. судами установлены и ответчиком не оспариваются.
Ввиду допущенной просрочки оплаты поставленного угля истцом заявлены требования о взыскании неустойки, установленной контрактом.
Расчет неустойки проверен судом и признан обоснованным, ответчиками расчет не оспорен, контррасчет не представлен, в связи с чем данное требование обосновано удовлетворено судами.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы Администрации об истечении срока поручительства являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены со ссылкой на пункт 4 статьи 367 ГК РФ и, учитывая предъявление иска, вытекающего из неисполнения обязательств по контракту со сроком действия до 31.12.2013, - 30.12.2014.
При таких обстоятельствах, требование к Администрации предъявлено до истечения срока ее поручительства.
Кроме того, контракт с условием об ответственности поручителя в солидарном порядке с основным должником, как указано в преамбуле контракта, заключен по результатам объявленного Администрацией аукциона. В то время, как доказательств признания аукциона недействительным не представлено.
Изложенное в кассационной жалобе заявление Администрации о признании поручительства Администрации, возникшего в силу контракта, прекращенным, представляет собой самостоятельное требование, которое указанным ответчиком при рассмотрении настоящего дела не предъявлялось.
Поскольку рассмотрение требований, являющихся исковыми, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу полномочий, определенных статьей 286 АПК РФ, а является прерогативой суда первой инстанции, указанное заявление не подлежит рассмотрению в рамках кассационного производства.
Поскольку основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А27-190/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
С.В. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получателя средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
...
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В соответствии со статьей 532 ГК РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статья 361 - 367 ГК РФ).
...
Доводы Администрации об истечении срока поручительства являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены со ссылкой на пункт 4 статьи 367 ГК РФ и, учитывая предъявление иска, вытекающего из неисполнения обязательств по контракту со сроком действия до 31.12.2013, - 30.12.2014."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф04-24129/15 по делу N А27-190/2015