город Тюмень |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А45-3425/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Кадниковой О.В.
Мелихова Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Нурписовым А.Т. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение от 03.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 28.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Афанасьева Е.В., Фролова Н.Н.) по делу N А45-3425/2015, принятые по иску администрации Новосибирского района Новосибирской области к муниципальному образованию рабочий посёлок Краснообск, администрации рабочего посёлка Краснообск, муниципальному казённому учреждению рабочего посёлка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Служба содержания, благоустройства, озеленения, механизации" о признании права собственности и истребования из чужого незаконного владения.
Другое лицо, участвующее в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Смеречинская Я.А.) в заседании участвовали представители: администрации Новосибирского района Новосибирской области Тимошенко И.В. по доверенности от 07.10.2015 N 48, администрации рабочего посёлка Краснообск Недбайкин А.В. по доверенности от 30.01.2015 N 121.
Суд установил:
администрация Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация района, заявитель) обратилась 27.02.2015 в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к муниципальному образованию рабочий посёлок Краснообск (далее - МО посёлок Краснообск), администрации рабочего посёлка Краснообск (далее - Администрация посёлка), муниципальному казённому учреждению рабочего посёлка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области "Служба содержания, благоустройства, озеленения, механизации" (далее - МКУ "Служба содержания, благоустройства, озеленения, механизации") о признании за муниципальным образованием Новосибирский район Новосибирской области права собственности на сооружение дорожного транспорта, протяжённостью 2 500 м, кадастровый (условный) номер объекта: 54:19:000000:3948, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО посёлок Краснообск, противопожарный проезд берёзовой рощи; признании за муниципальным образованием Новосибирский район Новосибирской области права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:180601:134, площадью 2 850 837 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, МО посёлок Краснообск; об истребовании из чужого незаконного владения МКУ "Служба содержания, благоустройства, озеленения, механизации" земельного участка с кадастровым номером 54:19:180601:134, площадью 2 850 837 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, МО посёлок Краснообск.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Решением от 03.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Администрация района обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суды неправомерно исходили из принадлежности спорных объектов МО посёлку Краснообск на основании генерального плана МО посёлка Краснообск, утверждённого решением Совета депутатов рабочего посёлка Краснообска от 23.12.2013 N 3 (далее - Генеральный план). В данном документе отражены планируемые границы муниципального образования населённого пункта только в виде картографического материала, в его текстовой форме отсутствует перечень земельных участков, которые включаются в границы населённого пункта, поэтому он не может подтверждать факт вхождения спорных объектов в границы МО посёлка Краснообск. Кроме того, указанный документ не имеет правоустанавливающего значения для рассмотрения вопроса о границах соответствующего поселения. Границы поселений устанавливаются и изменяются законами субъекта Российской Федерации, а не генеральным планом, который в части включения спорного земельного участка в планируемые границы муниципального образования не прошёл согласование с уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области в сфере градостроительной деятельности.
Администрация района считает, что суды неправомерно ссылались на отсутствие доказательств регистрации за ним права собственности на спорные объекты. На спорном земельном участке находится сооружение дорожного транспорта, право собственности на которое возникло у Администрации района в силу закона (правила о разграничении государственной собственности на землю при безвозмездной передаче в муниципальную собственность из федеральной собственности).
Заявитель ссылается на неправомерность вывода апелляционного суда о непредставлении доказательств того, что объект, сведения в отношении которого внесены в реестр муниципальной собственности, и спорная дорога являются одним и тем же объектом недвижимости. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции и сторонами не ставилось под сомнение то обстоятельство, что автомобильная дорога "р.п. Краснообск - г. Новосибирск" и "Автомобильная дорога необщего пользования местного значения поселения противопожарный проезд берёзовой рощи" идентификационный номер 50-240-554 НП МП 13 являются одним и тем же объектом недвижимости. Представленное распоряжение от 31.10.2008 N 1301-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования рабочего посёлка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области" (далее - Распоряжение N 1301-р) не могло быть принято судом в качестве доказательства возникновения у МО посёлка Краснообск права собственности, поскольку не содержит индивидуально-определённых признаков спорного объекта.
Администрация посёлка в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации района поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Администрации посёлка с кассационной жалобой не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, за МО посёлком Краснообск зарегистрировано право собственности на сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером 54:19:000000:3948 протяжённостью 2 500 м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, МО посёлок Краснообск, противопожарный проезд берёзовой рощи.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:19:180601:134 из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 2 850 837 кв. м.
На указанный земельный участок МО посёлком Краснообск зарегистрировано право собственности. Земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Служба содержания, благоустройства, озеленения, механизации".
Полагая, что сооружение автомобильная дорога и земельный участок, в границах которого оно расположено, находятся и должны находиться в муниципальной собственности Новосибирского района на основании принятого Администрацией района распоряжения от 08.10.2013 N 398-ара "О внесении в Реестр муниципальной собственности Новосибирского района Новосибирской области в раздел "Муниципальная казна района" сведений об имуществе", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции правильно применили нормы материального права, исходя из установленных обстоятельств дела.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1).
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8). К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (часть 10).
Пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со статьёй 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населённых пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Решением Совета депутатов рабочего посёлка Краснообска от 23.12.2013 N 3 утверждён Генеральный план муниципального образования рабочий посёлок Краснообск, который обнародован 31.12.2013 и вступил в силу с его момента обнародования.
Согласно Генеральному плану земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:180109:533, 54:19:180109:5825, 54:19:180601:134 включены в границы населённого пункта - рабочий посёлок Краснообск. Спорная дорога, как следует из кадастрового паспорта сооружения, расположена в границах указанных земельных участков, включённых в границы населённого пункта.
Учитывая, что спорный объект - "Автомобильная дорога необщего пользования местного значения поселения - противопожарный проезд берёзовой рощи" расположен в пределах земельных участков, включённых в границы населённого пункта, внесён в реестр муниципального имущества рабочего посёлка Краснообска после утверждения Генерального плана, является объектом местного значения поселения, суды пришли к правильному выводу о принадлежности объекта МО посёлку Краснообск.
Довод, изложенный заявителем в кассационной жалобе о том, что Генеральный план не мог служить основанием для отнесения спорного объекта к собственности МО посёлка Краснообск по причине имеющихся при его утверждении нарушений, является необоснованным.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Администрация района не представила доказательств того, проект Генерального плана МО посёлка Краснообск не согласован в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.
Судами установлено, что на момент государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:180601:134, на котором расположена спорная автомобильная дорога, указанный земельный участок имел разрешённое использование: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов (фактически на данном земельном участке находится лесной массив - "Краснообская берёзовая роща"). На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции земельный участок с кадастровым номером 54:19:180601:134 переведён в категорию земль населённых пунктов.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:180601:134 относится к собственности МО рабочего посёлка Краснообск.
В отношении земельных участков, включённых в границу населённого пункта, утверждение Генерального плана рабочего посёлка Краснообска является началом процедуры перевода указанных земельных участков в категорию земель "земли населённых пунктов". Указанная процедура будет считаться завершённой с момента изменения категории земель указанных земельных участков в государственном кадастре недвижимости.
Приведённый заявителем в кассационной жалобе довод о том, что сооружение дорожного транспорта с кадастровым (условным) номером объекта: 54:19:000000:3948 должно находиться в собственности муниципального образования района, не основан на материалах дела.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Поскольку Администрация района не доказала возникновения у неё права собственности на сооружение дорожного транспорта и земельный участок, на котором расположено спорное сооружение, а также иного вещного права на истребуемое имущество, суды правомерно отказали в иске.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения и постановления в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3425/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.
...
Исходя из разъяснений, данных в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2015 г. N Ф04-26527/15 по делу N А45-3425/2015