г. Тюмень |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А27-7156/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 21 июня 2016 г. N 304-АД16-1254 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теон" на решение от 02.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-7156/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теон" (654066, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Кирова, 102, 4, ИНН 4217149275, ОГРН 1124217009641) к Управлению Федеральной миграционной службы по Кемеровской области в лице отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Николая Островского, 13, ИНН 4205096734, ОГРН 1054205259624) о признании незаконным и отмене постановления.
В заседании принял участие представитель Управлению Федеральной миграционной службы по Кемеровской области - Сиротенко Е.С. по доверенности от 22.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теон" (далее - общество, ООО "Теон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) от 08.04.2015 N 4200241500540 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением от 02.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами дана неверная правовая оценка допущенным нарушениям порядка привлечения к административной ответственности, не обоснованно не применена статья 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, общество указывает на то, что производство по делу должно быть прекращено в связи с подведомственностью данного спора судам общей юрисдикции.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству, в удовлетворении ходатайства общества о прекращении производства по делу отказать.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 04.03.2015 уведомило управление о факте принятия на работу с 18.02.2015 гражданина Узбекистана Ахмедова Г.Ю., имеющего разрешение на временное проживание сроком до 27.05.2017.
Поскольку данное сообщение было подано с нарушением установленной формы уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, должностными лицами управления был составлен протокол об административном правонарушении от 24.03.2015 N 4200241500540 и вынесено постановление от 08.04.2015 о привлечении ООО "Теон" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены Приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Приказ N 147) с учетом изменений, внесенных приказом Федеральной миграционной службы от 08.12.2014 N 640 (далее - Приказ N 640).
Как установлено административным органом, уведомление о заключении трудового договора подано обществом с нарушением формы подачи, а именно с использованием бланка в соответствии с приложением N 5 к Приказу N 147, которое утратило законную силу 03.02.2015.
В спорный период и в настоящее время форма и Порядок подачи указанного уведомления установлены Приказом N 147 с учетом изменений, внесенных Приказом N 640.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 640 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что уведомление общества о заключении 18.02.2015 трудового договора с иностранным гражданином было направлено в управление не по утвержденной форме, в связи с этим пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом обязанности, предусмотренной пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
Обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований миграционного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Теон" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является правомерным.
Доводы подателя жалобы о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы общества о необходимости прекращения производства по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду не принимаются судом кассационной инстанции.
В данном случае, именно общество указало арбитражный суд в качестве уполномоченного суда на рассмотрения настоящего спора, ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции общество не ссылалось на неподведомственность спора арбитражному суду.
Кроме того, обществом не указано, каким образом нарушение правил подведомственности при рассмотрении настоящего дела повлекло нарушение всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела.
Суд кассационной инстанции при таких обстоятельствах не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7156/2015 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что уведомление общества о заключении 18.02.2015 трудового договора с иностранным гражданином было направлено в управление не по утвержденной форме, в связи с этим пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом обязанности, предусмотренной пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
Обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований миграционного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Теон" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
...
Доводы подателя жалобы о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2015 г. N Ф04-25938/15 по делу N А27-7156/2015