г. Тюмень |
|
7 декабря 2015 г. |
Дело N А45-5245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Новосибирска на решение от 09.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-5245/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Центры Семейной Медицины "Здравица" (630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28, кв. 103, ИНН 5406792123, ОГРН 1145476127488) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Новосибирска (630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 4/1, ОГРН 1025402485547, ИНН 5406135745) о признании незаконными действий.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Центры Семейной Медицины "Здравица" Обухов С.В. по доверенности от 17.03.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Центры семейной медицины "Здравица" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска (далее - Фонд, Пенсионный фонд) о признании незаконными действий Фонда, выразившихся в отказе принять отчетность заявителя за 2014 год и предложении представить откорректированную отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 09.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению Фонда, при реорганизации в форме слияния база для начисления страховых взносов в отношении работников реорганизованной организации определяется организацией-правопреемником с даты регистрации вновь созданной организации (завершения реорганизации) и, соответственно, предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении данных физических лиц рассчитывается нарастающим итогом с даты создания организации - без учета выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников в реорганизованной организации.
Общество возражает против доводов Фонда согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что Общество создано 10.10.2014 в результате реорганизации в форме слияния нескольких организаций (ООО "Здравица-ДС", ООО "ИнМед", ООО "СибХелс", ООО "МедЛайн", ООО "Семейное Здоровье", ООО "НеоДент") и является полным правопреемником указанных лиц.
17.02.2015 заявитель представил в Фонд отчетность по форме РСВ-1 за 2014 год, в которой расчет страховых взносов определен с учетом применения пониженного тарифа в размере 10% за счет достижения установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 624 000 руб.
Пенсионный фонд указанную отчетность не принял.
Основанием отказа в принятии данной отчетности послужил вывод Фонда о неправомерном включении в облагаемую базу по страховым взносам за 2014 год выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до реорганизации юридических лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 9, 10, 15, 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2014", пришли к выводу о том, что при реорганизации предприятия в форме слияния без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя; заявителем правомерно учтены произведенные реорганизованными организациями выплаты по работникам, с учетом которых предельная величина базы для начисления страховых взносов составила 624 000 руб., и применен пониженный тариф в размере 10%.
При этом судами было учтено следующее.
В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В пунктах 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Судами установлено, что заявитель является плательщиком страховых взносов, следовательно, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2014" установлен размер предельной базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, который составляет сумму, не превышающую 624 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2014.
Положениями статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ установлены тарифы страховых взносов в 2012-2017 годах. При этом размер применяемых тарифов поставлен в зависимость от достижения/не достижения предельной величины базы для начисления страховых взносов (624 000 руб.).
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (то есть, когда размер произведенных физическому лицу выплат и вознаграждений достиг 624 000 руб.) плательщик страховых взносов вправе применить следующий пониженный тариф: 10 % - в Пенсионный Фонд Российской Федерации, 0 % - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0 % - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Судами установлено, что при составлении отчетности в Пенсионный фонд по форме РСВ-1 за 2014 год подлежащие уплате страховые взносы были определены заявителем исходя из тарифа, используемого при достижении предельной величины базы для начисления страховых взносов (10%). При этом при определении базы для начисления страховых взносов заявитель учел выплаты, произведенные на основании трудовых договоров, заключенных с работниками реорганизованных организаций (ООО "Здравица-ДС", ООО "ИнМед", ООО "СибХелс", ООО "МедЛайн", ООО "Семейное Здоровье", ООО "НеоДент").
Признавая обоснованным определение предельной величины базы для начисления страховых взносов с учетом выплат реорганизованных юридических лиц, судами учтено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода.
При этом суды указали, что Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов-организации; никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне исследовали все представленные сторонами доказательства, и пришли к верным выводам о том, что поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованных организаций и их правопреемником были продолжены, Общество как правопреемник реорганизованных фирм при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридических лиц; так как предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом произведенных реорганизованными организациями выплат составила 624 000 руб., Общество обоснованно применило пониженный тариф в размере 10%.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Общества, признав действия Фонда об отказе в принятии отчетности за 2014 год незаконными.
На основании вышеизложенного доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5245/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2014" установлен размер предельной базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, который составляет сумму, не превышающую 624 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2014.
Положениями статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ установлены тарифы страховых взносов в 2012-2017 годах. При этом размер применяемых тарифов поставлен в зависимость от достижения/не достижения предельной величины базы для начисления страховых взносов (624 000 руб.).
...
Признавая обоснованным определение предельной величины базы для начисления страховых взносов с учетом выплат реорганизованных юридических лиц, судами учтено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода.
При этом суды указали, что Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов-организации; никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф04-27129/15 по делу N А45-5245/2015