г. Тюмень |
|
8 декабря 2015 г. |
Дело N А45-3579/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области на решение от 28.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И., Марченко Н.В, Усанина Н.А.) по делу N А45-3579/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Обьдорстрой" (633102, Новосибирская обл., г. Обь, ул. О. Кошевого, 30, оф. 5, ОГРН 1135476135442, ИНН 5448455708) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Новосибирской области (630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, оф. 703) об оспаривании действий государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278), администрация города Оби Новосибирской области (633102, Новосибирской обл., г. Обь, ул. Авиационная, 12, ОГРН 1025405628005, ИНН 5448107718).
В заседании приняли участие представители: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Кравцов Е.В. по доверенности от 28.01.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Обьдорстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографи" в лице филиала по Новосибирской области (далее - учреждение) о признании незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10 000 +/- 35 кв. м, кадастровый номер 54:36:010801:859, местоположение: Новосибирская область, город Обь, Омский тракт, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком" и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания учреждения восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке, взыскании 25 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, администрация г. Оби Новосибирской области (далее - администрация г. Оби).
Решением от 28.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены: действия учреждения по снятию с государственного кадастрового учета спорного земельного участка признаны незаконными, на учреждение возложена обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление отменить в части признания незаконными действий, выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы: судами необоснованно не применен закон, подлежащий применению (часть 5 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), и применен закон, не подлежащий применению (часть 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ); специальной нормой установлено, что в период действия временного характера сведений о спорном земельном участке он мог быть снят с кадастрового учета по заявлению надлежащего лица без преобразования, без представления кадастровой палате каких-либо дополнительных документов с целью мотивировки. Исходя из императива нормы, юридически значимым фактом для кадастровой палаты является только волеизъявление надлежащего лица, выраженное в форме подачи заявления, именно это лицо и должно нести бремя гражданской ответственности в случае, если оно осуществило действия по подаче указанного заявления незаконно; учреждением по обращению надлежащего лица был снят с кадастрового учета спорный земельный участок в рамках предоставленных полномочий.
Общество возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Оби издано постановление от 11.02.2014 N 144 "Об утверждении акта выбора земельного участка", которым утвержден акт выбора земельного участка площадью 10000 +/- 35 кв. м, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Обь, Омский тракт, 4/1, вид разрешенного использования - "для строительства складского помещения с административно-хозяйственным блоком" и предварительно согласовано место размещения объекта для последующего предоставления обществу земельного участка в аренду.
За счет средств общества в рамках процедуры получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта выбранный по названному акту земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 54:36:010801:859, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 54/201/14-223706.
Общество 28.07.2014 обратилось в администрацию г. Оби с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859.
Администрация города Оби 04.08.2014 отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
Решением от 14.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21568/2014, вступившим в законную силу, действия администрации г. Обь признаны незаконными, на администрацию г. Оби возложена обязанность предоставить обществу испрашиваемый земельный участок в аренду.
Администрацией г. Оби принято постановление 10.12.2014 N 1329 об отмене постановлений администрации города Оби от 06.02.2014 N 102 "О назначении комиссии", от 11.02.2014 N 144 "Об утверждении акта выбора". Решением от 03.02.2015 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25509/2014 постановление администрации г. Оби от 10.12.2014 N 1329 признано незаконным.
По запросу общества о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, им получен ответ об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений, поскольку учреждением земельный участок с кадастровым номером 54:36:010801:859 снят с государственного кадастрового учета на основании заявления администрации г. Оби от 01.09.2014.
Полагая, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у учреждения правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку он не являлся преобразуемым, и, как следствие, из противоречия действий по снятию учета требованиям части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ во взаимосвязи с положениями частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование общества о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных, лиц подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий:
несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу статьи 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер (часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ такие сведения до утраты ими в установленном названным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При принятии обжалуемых судебных актов судами правильно применены нормы материального права, в частности, суды обоснованно указали, что правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ подлежит применению в совокупности с иными положениями названного закона, в частности, с требованиями его части 2 статьи 25.
Используя системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, суды правильно указали, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ)
Исследовав и оценив доводы и доказательства сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что спорный земельный участок не является преобразованным.
В связи с чем судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что при таких обстоятельствах снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:36:010801:859 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых и фактических оснований для снятия названного земельного участка с кадастрового учета.
Довод жалобы о том, что действия учреждения по снятию спорного земельного участка с государственного кадастрового учета были обусловлены незаконными действиями администрации г. Оби, обоснованно не принят во внимание судами, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, незаконность действий администрации г. Обь в данном случае лишь подтверждает незаконность действий учреждения. Судом принято во внимание, что ответственность за принятие решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета в любом случае возлагается на учреждение.
Ссылка заявителя жалобы на Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанный нормативный акт устанавливает порядок ведения государственного кадастра недвижимости, структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел, но не устанавливает основания, наличие которых необходимо для исключения сведений из государственного кадастра недвижимости.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в частности, Закона N 221-ФЗ, и сводятся к несогласию заявителя с установленными судами обстоятельствами и к переоценке доказательств, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3579/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии обжалуемых судебных актов судами правильно применены нормы материального права, в частности, суды обоснованно указали, что правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ подлежит применению в совокупности с иными положениями названного закона, в частности, с требованиями его части 2 статьи 25.
Используя системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ, суды правильно указали, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ)"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф04-26832/15 по делу N А45-3579/2015