г. Тюмень |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А03-329/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Финансовое управление администрации города Бийска" (659306, Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 250, ИНН 2226020813, ОГРН 1022200561712) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.05.2015 (судья Бояркова Т.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (судьи Стасюк Т.Е., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А03-329/2015 по иску индивидуального предпринимателя Калинкиной Татьяны Евгеньевны (ОГРНИП 304220414600083) к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (659300, Алтайский край, г. Бийск, переулок Коммунарский, 16/2, ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364) о взыскании 363 969, 04 рублей.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Бийска".
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Калинкина Татьяна Евгеньевна (далее - ИП Калинкина Т.Е., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (далее - МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска") о взыскании 327 792, 54 рублей неосновательного обогащения, 32 000, 75 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.03.2014 по 06.05.2015.
Исковые требования со ссылками на статьи 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) мотивированы тем, что в период пользования земельным участком с 11.03.2013 по 06.03.2014 арендодатель при исчислении арендной платы за землю незаконно применял завышенный коэффициент, в результате чего на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в заявленном размере в виде переплаты по арендной плате за предоставленный в аренду земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Бийска" (далее - МКУ "Финансовое управление администрации города Бийска").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.05.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, с МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" в пользу ИП Калинкиной Т.Е. взыскано 298 424, 52 рубля, из них 271 882, 04 рубля неосновательного обогащения и 26 542, 48 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами, 8 968 49 рублей в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины. В остальной части иска отказано.
МКУ "Финансовое управление администрации города Бийска" обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в иске.
Заявитель отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций довод ответчика и третьего лица о том, что излишне внесенные предпринимателем арендные платежи распределены с нормативами отчислений: 20% в бюджет Алтайского края, 80% в бюджет муниципального образования город Бийск неправомерно отклонен со ссылкой на то, что указанные суммы выплачены истцом на основании договора аренды, заключенного с МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"; ответчик является администратором дохода, поступающего от арендной платы за землю; порядок распределения средств, поступающих в доход бюджета, не может лишать истца требовать возврата неосновательного обогащения, возникшего в связи с заключенным договором аренды и нормативным актом органа местного самоуправления.
По мнению МКУ "Финансовое управление администрации города Бийска" до принятия судом решения и вступления его в силу, оснований утверждать, что ответчик знал или мог знать о неосновательности получения арендной платы в оспариваемом размере, не имеется. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами должно быть отказано.
В уточнениях требований по кассационной жалобе МКУ "Финансовое управление администрации города Бийска" указывает, что действие Постановления N 582 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По его мнению, указанной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации, что следует из определений от 24.12.2014 по делу N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558, от 15.06.2015 по делу N А14-12748/2013, от 27.08.2015 по делу N 309-ЭС14-7950.
Заявитель считает, что при указанных обстоятельствах не имелось правовых оснований для применения к спорным правоотношениям в целях определения подлежащей уплате предпринимателем в спорный период арендной платы Постановления N 582.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что между МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (арендодателем) и Калинкиной Т.Е. (арендатором) заключен договор аренды земли от 06.05.2011 N 123 (далее - договор аренды), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 22:65:011806:9, расположенный в 345 м северо-восточнее жилого дома по адресу: город Бийск, улица Советская, 189 (пункт 1.1 договора аренды).
Участок предоставляется в соответствии с утвержденным генпланом города для строительства нежилого здания - магазина (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2 договора аренды).
Категория земель - земли населенных пунктов (пункт 1.3 договора аренды).
Согласно пункту 2.3 договора аренды расчет арендной платы производится арендодателем с учетом процентов, коэффициентов и условий их применения, принятых уполномоченными на это органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Расчет арендной платы производится по формулам, указанным в пункте 2.4 договора аренды, с применением коэффициента К1, устанавливаемого в зависимости от категории арендаторов.
Общая сумма арендной платы в год составляет 187 038, 59 рублей, в месяц - 15 586, 55 рублей (пункт 2.5 договора аренды).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в установленном законом порядке.
На основании пунктов 1.6, 4.1.2 договора аренды между Калинкиной Т.Е. (арендатором) и ООО "НК-Инвест 2" (перенанимателем) заключен договор перенайма от 01.09.2013 (далее - договор перенайма), согласно которому права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к ООО "НК-Инвест-2" (пункты 1.1, 1.2 договора перенайма).
Договор перенайма зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в установленном законом порядке.
Арендодатель, руководствуясь положениями пункта 2.6.7 решения Думы города Бийска от 30.05.2008 N 19 в редакции решения Думы города Бийска от 24.05.2012 N 54, при определении размера арендной платы с 01.06.2012 применил коэффициент К1, учитывающий категорию арендатора, равный "2", как для физического лица, не получившего разрешения на строительство по истечении года с момента заключения договора аренды.
ИП Калинкина Т.Е., полагая, что применение указанного коэффициента является незаконным, положения муниципального нормативного акта, противоречат Постановлению N 582, которым утверждены предельные размеры арендной платы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, сославшись на статьи 22, 65 ЗК РФ, правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, исходили из того, что Постановление N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, имеет прямое действие и преимущественную силу над положениями нормативных актов публичных образований на территории Российской Федерации, посчитали, что расчет арендной платы по договору, составленный без учета положений Постановления N 582, не соответствует требованиям закона и должен быть рассчитан в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с учетом кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.12.2013 по делу N А03-12220/2013, сумма уплаченной предпринимателем арендной платы по договору превысила законодательно установленный предел.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает, что выводы судебных инстанций сделаны с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы.
Следовательно, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ было установлено разграничение компетенции по утверждению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С учетом разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
В связи с этим Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Утвержденные этим постановлением Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Соответствующая правовая позиция приведена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 15.06.2015 N А14-12748/2013, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС N 73) разъяснено, что по договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Кроме того, Законом о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование: земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3); земельными участками, предоставленными членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в аренду (пункт 2.7 статьи 3); земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными для жилищного строительства (пункт 15 статьи 3). Поскольку содержащиеся в Законе о введении в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015).
К тому же часть 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусматривает, что если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Названные положения ЗК РФ также основаны на разграничении компетенции по определению порядка определения размера арендной платы между публичными образованиями в отношении земельных участков, находящихся в их собственности или распоряжении.
Постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
А = S x KC x K x K1, где:
А - сумма арендной платы за год, руб.;
S - общая площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
К1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Согласно пункту 2.2 Положения коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Решением Думы города Бийска от 30.05.2008 N 19 "Об арендной плате за земельные участки" определены коэффициенты К и К1 в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и от категории, к которой относятся арендаторы.
В соответствии с пунктом 2.6.7 решения Думы города Бийска от 30.05.2008 N 19 в редакции решения Думы города Бийска от 24.05.2012 N 54 физические и юридические лица, не получившие разрешения на строительство по истечении года с момента заключения договора аренды земли, уплачивают арендную плату за земельные участки, предоставленные для строительства, с применением коэффициента К1 равным 2.
Таким образом, размер коэффициента К1, включенный в формулу определения размера арендной платы, зависит от категории, к которой относятся арендаторы, и определение которого отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Так как предприниматель оспаривает пункт 2.3 договора аренды, заключенного в отношении земельного участка, собственность на который не разграничена, в части условия размера арендной платы, то у судов отсутствовали основания для признания его недействительным ввиду противоречия Правилам определения размера арендной платы, утвержденным Постановлением N 582, и для установления размера арендной платы в соответствии с данным постановлением.
По правилам пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Размер годовой арендной платы согласован сторонами в договоре аренды на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603.
В связи с наличием согласованных сторонами условий аренды земельного участка оснований для их неприменения в целях определения подлежащей уплате обществом арендной платы у судов не имелось.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.05.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А03-329/2015 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Калинкиной Татьяны Евгеньевны отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.6.7 решения Думы города Бийска от 30.05.2008 N 19 в редакции решения Думы города Бийска от 24.05.2012 N 54 физические и юридические лица, не получившие разрешения на строительство по истечении года с момента заключения договора аренды земли, уплачивают арендную плату за земельные участки, предоставленные для строительства, с применением коэффициента К1 равным 2.
Таким образом, размер коэффициента К1, включенный в формулу определения размера арендной платы, зависит от категории, к которой относятся арендаторы, и определение которого отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Так как предприниматель оспаривает пункт 2.3 договора аренды, заключенного в отношении земельного участка, собственность на который не разграничена, в части условия размера арендной платы, то у судов отсутствовали основания для признания его недействительным ввиду противоречия Правилам определения размера арендной платы, утвержденным Постановлением N 582, и для установления размера арендной платы в соответствии с данным постановлением.
По правилам пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2015 г. N Ф04-25396/15 по делу N А03-329/2015