г. Тюмень |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А46-6401/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А. Перминовой И.В.
с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шороховой И.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 09.07.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-6401/2015 по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (644112, Омская область, город Омск, улица Перелета, дом 7, ОГРН 1025501382060, ИНН 5507023300) к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (644010, Омская область, город Омск, улица Пушкина, дом 67, ОГРН 1025500972716, ИНН 5504018510) о признании частично незаконным решения от 18.05.2015 N 24 н/с.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители:
от Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Федосеева О.П. по доверенности от 22.12.2014 N 40.
Суд установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения от 18.05.2015 N 24 н/с филиала N 8 Государственного учреждения - Омского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ГУ ОРОФСС) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части требования об уплате доначисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6 200,66 руб., начисления пени в размере 346,78 руб., уплаты штрафа в размере 1 240,13 руб. в соответствии с пунктом 2 решения.
Решением от 09.07.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." удовлетворены.
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу страхователь просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителя ГУ ОРОФСС, поддержавшего доводы, приведенные в кассационной жалобе, изучив доводы БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена выездная проверка БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 21.04.2015 N 41н/с.
На основании акта, с учетом результатов рассмотрения материалов проверки и возражений на акт Фондом 18.05.2015 принято решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 24н/с, на основании которого БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 1 242,01 руб., страхователю доначислены страховые взносы в сумме 6 210,06 руб., начислены пени в сумме 346,78 руб.
Частичное несогласие с вышеназванным решением Фонда послужило основанием для обращения БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячные выплаты молодым специалистам - медицинским работникам, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Закон Омской области N 1061-ОЗ), не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку спорные выплаты носят характер социальной поддержки, а не характер выплат и иных вознаграждений, начисляемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого решения Фонда послужило то, что БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." в 2012, 2014 годах не были начислены страховые взносы на ежемесячные выплаты молодым специалистам.
Судами установлено, что БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." на основании постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" (далее - Постановление Правительства Омской области N 46-п) были произведены ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Указанным постановлением предусмотрена денежная выплата медицинским работникам при условии:
1) наличие высшего или среднего медицинского образования;
2) поступление на работу впервые после 1 января 2012 года по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области (далее - учреждения) по трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
3) возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора с учреждением (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
4) работа по должности, указанной в пункте 9 настоящего Положения (в части назначения ежемесячных денежных выплат) (пункт 2 Постановления Правительства Омской области N 46-п).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Исходя из данной нормы, к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Согласно части 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановление Правительства Омской области N 46-п принято в соответствии с Законом Омской области N 1061-ОЗ.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Омской области N 1061-ОЗ установлено, что ежемесячная денежная выплата - это мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья или по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Именно в связи с этим постановление Правительства Омской области N 46-п и увязывает выплату ее с договорными трудовыми отношениями. Оно предусматривает выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам - работникам, специальность которых в особом дефиците.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, не доказывает связь их с трудовыми отношениями, с оплатой труда.
Письмом от 05.02.2014 Департамент экономики и финансов Министерства здравоохранения Омской области со ссылкой на постановление Правительства Омской области от 17.11.2010 N 223-п "О порядке осуществления бюджетным и автономным учреждением Омской области полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме" уведомил бюджетные учреждения Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Омской области, что с 2014 года предоставление единовременных и ежемесячных денежных выплат медицинским работникам в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" будет производиться учреждениями как исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, вопреки утверждениям подателя жалобы, исходя из анализа вышеприведенных норм права следует, что спорные выплаты носят характер социальной поддержки, а не характер выплат и иных вознаграждений, начисляемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ежемесячные выплаты молодым специалистам - медицинским работникам, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" не подлежит обложению страховыми взносами.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.07.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6401/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учреждению были доначислены страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Как посчитало отделение ФСС РФ, эти взносы требовалось начислять на определенные выплаты.
Речь шла о суммах, которые ежемесячно выплачивались молодым специалистам - медицинским работникам на основании актов региона.
Средства выплачивались данным специалистам учреждением-работодателем. Поэтому, по мнению отделения, надо было начислять взносы.
Суд округа не согласился с таким выводом и пояснил следующее.
По Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (если по условиям таких сделок есть обязанность уплачивать взносы).
К объекту обложения взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в т. ч. предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Госпособия, выплачиваемые в соответствии с федеральным, региональным законодательством, решениями органов местного самоуправления, в т. ч. пособия по безработице, иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному соцстрахованию, не облагаются страховыми взносами.
В рассматриваемом случае выплаты устанавливались в качестве меры соцподдержки.
Они предусматривались регионом в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой зарплаты. Данная нехватка кадров не позволяла лечебным учреждениям выполнять свою функцию.
Спорные суммы не носили характер выплат и иных вознаграждений, начисляемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Тот факт, что суммы такой соцподдержки выплачивались работодателем, не доказывает их связь с трудовыми отношениями, с оплатой труда.
С учетом этого спорные выплаты не подлежали обложению страховыми взносами.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2015 г. N Ф04-27417/15 по делу N А46-6401/2015