г. Тюмень |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А45-11584/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Музыки Александра Александровича на решение от 16.07.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Тарасова С.В.) и постановление от 16.09.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-11584/2015 по заявлению Музыки Александра Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (630108, город Новосибирск, Площадь Труда, 1, ИНН 5404403251, ОГРН 1095404022988) об оспаривании ненормативных правовых актов.
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области - Выприцкая С.А. по доверенности от 09.06.2015 и Овсиенко Н.А. по доверенности от 10.06.2015.
Суд установил:
Музыка Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 24.04.2015 N 16683А, N 16684А, N 16685А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - ООО "Веста"), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением от 16.07.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Музыка А.А. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, требование регистрирующего органа о представлении документов, подтверждающих полномочия Музыки А.А. на подписание заявлений о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, является неправомерным. В данном случае заявителем выступает не ООО "Веста", а его руководитель - физическое лицо, поэтому сертификат ключа проверки электронной подписи не должен подтверждать полномочия действовать от имени юридического лица.
Кроме того, Музыка А.А. не согласен с выводами судов об отсутствии нарушений его прав и законных интересов оспариваемыми решениями инспекции, поскольку в связи с отказом в регистрации изменений в сведения об ООО "Веста", содержащиеся в ЕГРЮЛ, он не может исполнять свои должностные обязанности в качестве руководителя данного лица.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Отческой Т.И. в связи с ее нахождением в командировке на судью Шабанову Г.А., рассмотрение кассационной жалобы произведено сначала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.04.2015 в регистрирующий орган поступили заявления о внесении записей в ЕГРЮЛ об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "Веста"; о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Веста"; о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) ООО "Веста".
По результатам рассмотрения данных заявлений инспекцией 24.04.2015 вынесены решения N N 16683А, 16684А, 16685А об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления документов, необходимых для государственной регистрации, а также подписания неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Не согласившись с указанными решениями регистрирующего органа, Музыка А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов Музыки А.А., поскольку оспариваемые решения инспекции вынесены в отношении общества.
Суд апелляционной инстанции, поддержал выводы суда первой инстанции, дополнительно указав на соответствие действующему законодательству оспариваемых решений регистрирующего органа.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Порядок внесения изменений сведений в ЕГРЮЛ регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Подпункты "в", "л", "п" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, включают сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица; о кодах его деятельности по ОКВЭД.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц". Форма указанного заявления предусматривает необходимость заполнения сведений о заявителе (лист Р).
Согласно подпункту "а" пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Согласно отметке на представленных для государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Веста" заявлениях по форме N Р14001 (лист Р страницы 1, 2) заявителем является физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа Музыка А.А.
По общему правилу подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
При свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи (статья 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1, пункт 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91, пункт 1 Письма Федеральной нотариальной палаты от 08.07.2008 N 1008/06-06 "О применении нотариусами форм удостоверительных надписей").
Вместе с тем свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункты 1, 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
При этом по смыслу вышеназванных норм если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица. В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лиц.
Судами установлено, что заявления о государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Веста" поступили в регистрирующий орган в форме электронных документов, при этом из электронной подписи заявителя (Музыки А.А.) не усматривается его полномочий выступать от имени этого юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (подпункт "д").
С учетом вышеизложенного является правильным вывод суда апелляционной инстанции о соответствии действующему законодательству оспариваемых решений инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Веста", содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие нарушений прав и законных интересов Музыки А.А.
Взаимоотношения между работником юридического лица и инспекцией при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице не регулируются Законом N 129-ФЗ и не носят экономического характера. Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований Музыки А.А.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.07.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.09.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11584/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (подпункт "д").
...
Взаимоотношения между работником юридического лица и инспекцией при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице не регулируются Законом N 129-ФЗ и не носят экономического характера. Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 г. N Ф04-26732/15 по делу N А45-11584/2015
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8059/15
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26732/15
16.09.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8059/15
16.07.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11584/15