г. Тюмень |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А45-8339/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 26 июля 2016 г. N 304-АД16-2390 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел кассационную Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области на решение от 11.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А45-8339/2015 по заявлению инспекции государственного строительного надзора по Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 18, 404, ИНН 5406261796, ОГРН 1035402505643) к Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (630051, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Дзержинского, 34, ИНН 5401109639, ОГРН 1025400518131) о привлечении к административной ответственности.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Майкова Т.Г.) в заседании участвовали представители Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области - Петрова Ю. С. по доверенности от 09.06.2015, Репная В.С. по доверенности от 26.01.2015.
Суд установил:
инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее - управление, ГУ ФСИН по Новосибирской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, ГУ ФСИН по Новосибирской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит решение от 11.06.2015 и постановление от 19.08.2015 отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, им не допущено нарушений, указанных в пункте 3 предписания инспекции, за невыполнение которого управление привлечено к административной ответственности.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.01.2015 по результатам проведённой инспекцией проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Здание универсального склада, прогулочные дворики 1-го и 2-го корпусов, здания КПП-1 и КПП-2, гараж, открытое сооружение запретной зоны, насосная и два пожарных резервуара - II этап строительства режимного корпуса на 1000 мест" (адрес: Новосибирская область, город Новосибирск, Дзержинский район, улица Караваева, 1) техническому заказчику - ГУ ФСИН по Новосибирской области выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства N 1-1/18.
В связи с невыполнением в установленный срок (до 11.03.2015) пункта 3 указанного предписания инспекцией составлен протокол от 09.04.2015 об административном правонарушении и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении управления к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил факт невыполнения ГУ ФСИН по Новосибирской области в установленный срок законного предписания инспекции, в связи с чем привлёк его к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется управлению.
В данном случае инспекция просила суд привлечь управление к ответственности за невыполнение пункта 3 предписания, в соответствии с которым ему надлежало устранить нарушение части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при осуществлении строительного контроля за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, в отсутствие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к соответствующим видам работ.
В силу части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 названного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (часть 3.1 статьи 53 ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Данный Перечень видов работ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управление, являясь техническим заказчиком при строительстве спорного объекта капитального строительства, непосредственно проводит строительный контроль без привлечения третьих лиц.
По мнению административного органа, осуществление строительного контроля отнесено к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем лицу, которое проводит строительный контроль, требуется получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень N 624 (в отличие от ранее действовавшего Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. утверждённого Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274).
Отсутствие в Перечне N 624 работ по осуществлению строительного контроля застройщиком (заказчиком) не исключает право указанных лиц на самостоятельное проведение строительного контроля, предоставленное частью 2 статьи 53 ГрК РФ, и означает лишь отсутствие у них при этом обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, управление не может быть привлечено к административной ответственности за неисполнение пункта 3 предписания инспекции от 14.01.2015, обязывающее его устранить нарушение части 2 статьи 53 ГрК РФ, которое им не было допущено.
При таких обстоятельствах решение от 11.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объёме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного инспекцией требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8339/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Инспекции государственного строительного надзора по Новосибирской области о привлечении Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
...
Отсутствие в Перечне N 624 работ по осуществлению строительного контроля застройщиком (заказчиком) не исключает право указанных лиц на самостоятельное проведение строительного контроля, предоставленное частью 2 статьи 53 ГрК РФ, и означает лишь отсутствие у них при этом обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, управление не может быть привлечено к административной ответственности за неисполнение пункта 3 предписания инспекции от 14.01.2015, обязывающее его устранить нарушение части 2 статьи 53 ГрК РФ, которое им не было допущено.
При таких обстоятельствах постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2015 г. N Ф04-26353/15 по делу N А45-8339/2015