город Тюмень |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А67-502/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Мелихова Н.В.
Мельника С.А.
при ведении протокола помощником судьи Нурписовым А.Т. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску на определение от 20.08.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Иванов О.А.) и постановление от 19.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Фролова Н.Н., Кудряшева Е.В., Логачёв К.Д.) по делу N А67-502/2015 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Промстройнефтегазпроект" (634050, город Томск, улица Шишкова, 19, ИНН 7017140143, ОГРН 1067017072308), принятые по заявлению Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску о включении требования в размере 135 469,95 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Цыбульский Ю.В.) в заседании участвовал представитель Федеральной налоговой службы Абрамян Г.К. по доверенности от 08.12.2015.
Суд установил:
решением от 09.04.2015 Арбитражного суда Томской области общество с ограниченной ответственностью "Промстройнефтегазпроект" (далее - ООО "Промстройнефтегазпроект", должник) признано несостоятельным (банкротом) по упрощённой процедуре банкротства отсутствующего должника, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Бабенко Владимир Иванович.
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 03.06.2015 обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 135 469,95 руб., в том числе: 134 869,95 руб. пени, 600 руб. штрафа.
Определением от 20.08.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 19.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование ФНС России в размере 600 руб. штрафа включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Промстройнефтегазпроект". В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о включении требования в размере 134 869,95 руб. - пени в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
По мнению заявителя, выводы судов о невозможности предъявления уполномоченным органом дополнительного требования по пеням за период с 28.01.2015 по 09.04.2015 на недоимку, включённую в реестр требований кредиторов до даты введения процедуры банкротства, основаны на неправильном толковании норм права.
ФНС России считает, что при рассмотрении обоснованности требований судам следовало руководствоваться разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" (далее - Постановление N 88).
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает доводы ФНС России обоснованными.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом заявлены для включения в реестр требований кредиторов требования по уплате пеней за период с 28.01.2015 по 09.04.2015 по налогам на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций и налогу на доходы физических лиц на общую сумму 134 869,95 руб.
Пени начислены на суммы, включённые в реестр требований основной задолженности по налогам за период с момента обращения ФНС России в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по дату введения конкурсного производства.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени в размере 134 869,95 руб., суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченный орган, являясь заявителем по делу о банкротстве, реализовал право на установление своих требований в реестре требований кредиторов по вышеуказанным налогам. В результате - решением от 09.04.2015 Арбитражного суда Томской области его требования, определённые на дату подачи заявления о признании должника банкротом, включены в реестр требований кредиторов ООО "Промстройнефтегазпроект".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено названным Законом.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Если основное требование кредитора возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют в процедурах банкротства тот же правовой режим: не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов (пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве).
Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона о банкротстве.
Указанные разъяснения даны в абзаце пятом пункта 2 Постановления N 88 и согласно пункту 12 Постановления N 88 подлежат применению при рассмотрении дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена до опубликования постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 27.12.2013.
Исходя из понятия основного требования кредитора к должнику, включающего в себя все связанные с ним дополнительные требования, наличия установленного Законом о банкротстве запрета по начислению процентов и санкций на требования кредиторов в период одной из процедур банкротства должника, а также, учитывая, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются, включение в реестр требований должника суммы пени по обязательным платежам, начисленной с даты направления заявления о признании отсутствующего должника банкротом в арбитражный суд на дату введения в отношении должника процедуры конкурсного производства, не противоречит положениям Закона о банкротстве.
В этой связи правовых препятствий для рассмотрения заявления ФНС России в части требований по пеням, начисленным за период с 28.01.2015 по 09.04.2015, не имеется.
На основании изложенного судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления не могут быть признаны законными и обоснованными.
Учитывая, что судом первой инстанции обоснованность заявленных ФНС России требований по существу не проверена, а суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию и оценке доказательств по делу, не исследованных судом первой инстанции либо апелляционным судом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить обоснованность заявленных требований в части начисления пени и принять судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 20.08.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-502/2015 отменить в части отказа во включении в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Промстройнефтегазпроект" требований Федеральной налоговой службы в размере 134 869,95 руб. пени.
В указанной части вопрос об обоснованности требований Федеральной налоговой службы направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченный орган обратился в суд с целью включения его требований к должнику в реестр.
Речь шла о требовании по взысканию пеней, начисленных на недоимку, уже включенную в реестр.
Пени были начислены с момента обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании должника банкротом по дату введения конкурсного производства.
Суды двух инстанций сочли, что уполномоченный орган, являясь заявителем по делу о банкротстве отсутствующего должника, уже реализовал свое право на установление своих требований в реестре.
Суд округа отправил дело на новое рассмотрение и указал следующее.
По Закону о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом (если не установлено иное).
Состав и размер таких обязательств и платежей, возникших до принятия судом указанного заявления, но обозначенных уже после этого и до принятия решения о признании должника банкротом, определяются по такому правилу.
Они устанавливаются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Если основное требование кредитора возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют в процедурах банкротства тот же правовой режим: не являются текущими и подлежат включению в реестр.
В отношении процентов по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом.
Такие проценты за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до дня введения этой процедуры, можно предъявить в деле о банкротстве в общем порядке.
В Законе о банкротстве закреплен запрет на начисление процентов и санкций на требования кредиторов в период одной из процедур банкротства должника.
Однако надо учитывать, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Поэтому включение в реестр требований должника суммы пени по обязательным платежам, начисленной с даты направления заявления о признании отсутствующего должника банкротом в суд по день введения процедуры конкурсного производства, не противоречит Закону о банкротстве.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2016 г. N Ф04-28374/15 по делу N А67-502/2015