г. Тюмень |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А45-24846/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Сибирского таможенного управления на решение от 30.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-24846/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Матик" (127238, город Москва, проезд Ильменский, 9 А, строение 1, комната 1, ИНН 7536098431, ОГРН 1097536000143) к Сибирскому таможенному управлению (630082, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Тимирязева, 74, ИНН 5406100020, ОГРН 1025402495117) о признании недействительным решения о прекращении действия предварительных решений.
В заседании приняли участие представители Сибирского таможенного управления - Воржейкин А.С. по доверенности от 25.12.2015 N 16-01-07/15729, Платакова Т.В. по доверенности от 25.12.2015 N 16-01-07/15730.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Матик" (далее - общество, ООО "Матик") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому таможенному управлению (далее - управление, таможня) о признании незаконным решения о прекращении действия предварительных решений о классификации товаров по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), изложенного в письме от 09.01.2014 N 15-03-18/00047.
Решением от 30.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное ООО "Матик" требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 30.04.2015 и постановление от 31.07.2015 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов об отсутствии у таможенного органа правомерных оснований для вынесения оспариваемого решения сделан без учёта недостаточности и неполноты представленных обществом сведений.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Матик" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей таможни, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением в таможню о принятии предварительного решения по классификации товара: "профили стальные трапецеидальние и неправильно прямоугольные", по результатам рассмотрения которого 29.03.2013 управлением приняты предварительные решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС от 29.03.2013 N RU/10600/13/0006 и N RU/10600/13/0007 (далее - предварительные решения).
Письмом от 09.01.2014 N 15-03-18/00047 "О прекращении действия предварительных решений о классификации товаров по ТН ВЭД" управление сообщило обществу о прекращении действий предварительных решений с даты их принятия, как принятых на основании недостоверных и неполных сведений о товаре: в ТУ 0910-01-46991102-2008 содержатся сведения только об исходном материале (б/у рельсах), способе разделке рельс (распиловке); в СТО 46991102.001-2012 отсутствует информация, подтверждающая иной способ изготовления товара, отличный от распиловки рельс, бывших в употреблении.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности таможенным органом правомерных оснований для вынесения оспариваемого решения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 статьи 54 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) предварительное решение принимается таможенным органом на основании заявления лица, поданного в письменном виде или в виде электронного документа.
Заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров, и другие документы для принятия этого предварительного решения (пункт 2 статьи 54 Таможенного кодекса).
Пунктом 24.1 Административного регламента установлено, что с заявлением о принятии предварительного решения должны представляться следующие документы и сведения: документы, содержащие сведения о составе товара, если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре; документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара, если классификационным признаком, определённым в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара (технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса, иные документы, содержащие сведения о процессах и видах переработки товара); документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия, если классификационным признаком, определённым в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность, иные технические характеристики товара (техническая документация, чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя, иные документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия).
Вместе с тем конкретный перечень документов, состав и объем предоставляемых заявителем сведений законом не установлен. Таким образом, единственным установленным законом критерием полноты предоставляемых сведений является возможность на их основе произвести однозначную классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
При этом если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подачи в таможенный орган заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. Дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, заявление о принятии предварительного решения отклоняется (часть 3 статьи 54 Таможенного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 53 Таможенного кодекса предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров, и является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Таможенного кодекса таможенный орган может принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения.
Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы, недостоверные и (или) неполные сведения. Решением о прекращении действия предварительного решения является письмо ФТС России (уполномоченного таможенного органа), в котором указываются причины, вызвавшие прекращение действия предварительного решения (пункты 52.2, 52.3 Административного регламента).
Судами установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения явилось то, что предварительные решения приняты на основании недостоверных и неполных сведений о товаре, а именно: в технических условиях ТУ 0910-001-46991102-2008 "Заготовка товарная" (далее - ТУ) содержатся сведения только об исходном материале (б/у рельсах), способе разделке рельс (распиловке); в СТО 46991102.001-2012 отсутствует информация, подтверждающая иной способ изготовления товара, отличный от распиловки рельс, бывших в употреблении.
Вместе с тем суды пришли к выводу, что в нарушении статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, таможней не представлены доказательства недостоверности и неполноты указанных обществом сведений при обращении с заявлением о классификации товара.
При этом, управление нормативно не обосновало обязанность включения в ТУ информации о последующей переработке изделия, и каким образом отсутствие в ТУ сведений о дальнейшей переработке этого изделия повлияло или могло повлиять на возможность классификации товара по ТН ВЭД ТС, тем более, что процесс получения из исходной заготовки заявленного товара подробно описан в СТО 46991102.001-2012 "Профили стальные трапецеидальные и неправильно прямоугольные. Общие технические условия", зарегистрированном 13.06.2014 в федеральном бюджетном учреждении "Бурятский ЦСМ" за N 067/0288.
Доказательств неполноты представленных обществом сведений о товаре в ходе рассмотрения настоящего спора таможней не представлено.
Кроме того, заявляя в оспариваемом решении о недостоверности заявленных сведений о товаре, таможня не указала какие конкретные сведения являются недостоверными.
Суды также обоснованно отметили, что сам по себе факт принятия управлением решения о прекращении действия предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя при условии устранения причин, послуживших основанием для прекращения действия предварительного решения. Тогда как в данном случае не представляется ясным и определённым, какие документы или сведения должно представить общество при повторном обращении, какие обстоятельства ему необходимо устранить.
Ссылка таможни на решение Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6976/2014 и заключение специалиста обосновано не принята судами, поскольку не имеет отношения к спорному товару.
Поскольку в рассматриваемом случае таможня не доказала, что представленные обществом сведения являются недостаточными или недостоверными, суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным оспариваемое решение таможни.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, позиция управления изложена без учёта выводов арбитражных судов обеих инстанций, сделанных по результатам установленных обстоятельств и изученных доказательств по делу.
Суд кассационной инстанции отмечает, что статья 53 Таможенного кодекса является обязательной при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, однако это не исключает в случае выявления неверной классификации товаров возможности таможни самостоятельно осуществить классификацию товаров и принять решение по классификации товаров (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса) считает, что окончательное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России возможно принять только при непосредственном декларировании товара таможенному органу, когда реальная возможность осмотреть товар и получить все необходимые сведения для его классификации не исключается.
В целом доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24846/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 53 Таможенного кодекса предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров, и является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Таможенного кодекса таможенный орган может принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения.
...
Суд кассационной инстанции отмечает, что статья 53 Таможенного кодекса является обязательной при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, однако это не исключает в случае выявления неверной классификации товаров возможности таможни самостоятельно осуществить классификацию товаров и принять решение по классификации товаров (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса) считает, что окончательное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России возможно принять только при непосредственном декларировании товара таможенному органу, когда реальная возможность осмотреть товар и получить все необходимые сведения для его классификации не исключается."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2016 г. N Ф04-26184/15 по делу N А45-24846/2014