г. Тюмень |
|
4 апреля 2016 г. |
Дело N А46-2378/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега" на решение от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-2378/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" (644024, Омская обл., г. Омск, ул. Лермонтова, д. 46, ИНН 5504081640, ОГРН 1035507008844) к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 102550074813) о признании незаконным отказа снять с кадастрового учета земельные участки.
Другие лица, участвующие в деле: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Земельный вопрос", общество с ограниченной ответственностью "РУССТРОЙ".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Мишуров Д.А. по доверенности от 01.08.2015, Николаев А.В. по доверенности от 12.05.2015;
от департамента имущественных отношений администрации г. Омска - Степанов Е.С. по доверенности от 08.02.2016.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 08.12.2014 N Ис-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275; об обязании департамента обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков.
Решением от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вега" просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Заявитель считает, что суды необоснованно не применили к спорным правоотношениям статью 32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку без снятия с кадастрового учета земельных участков отсутствует возможность осуществить кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. Полагает, что только департамент в силу своих полномочий вправе обратиться в кадастровый орган с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных участков. Утверждает также, что для образования нового земельного участка необходимо снять с кадастрового учета земельные участки.
В письменном отзыве департамент выразил несогласие с доводами жалобы и мнение о законности судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает их подлежащими отмене по указанным ниже основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11883/2013 признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 28.06.2013 N 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". Суд обязал департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить результаты выбора земельного участка под строительство выставочного зала; принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение названного решения распоряжениями департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 02.09.2014 N 2246-р и N 2247-р утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, согласно которой земельный участок образуется из земель не разграниченной собственности и земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, предварительно согласовано место размещения выставочного зала. Обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
Обществом заключен договор с ООО "Земельный вопрос" о выполнении кадастровых работ по образованию земельного участка.
Кадастровым инженером подготовлено заключение о необходимости снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, сведения о которых носят временный характер, в силу части 4 статьи 27 Закона N 221-ФЗ и с учетом того, что образование земельного участка согласно утвержденной схеме предполагалось в их границах.
Из представленного в материалы дела межевого плана следует, что указанные земельные участки с кадастровым номерами: 55:36:110225:2274, 55:36:110225:2275, а также смежный с ними земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2276 образованы из земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110225:2052, 55:36:110225:2056 и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с невозможностью сформировать испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок, общество обратилось в департамент с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110225:2274, 55:36:110225:2275 с государственного кадастрового учета.
В письме от 08.12.2014 N Ис-ДИО/20446 департамент указал обществу, что в представленных документах содержится недостаточное количество оснований для обращения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о снятии с кадастрового учета вышеуказанных земельных участков.
Общество, полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что в силу части 1 статьи 198, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ заявителем не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого отказа о снятии с кадастрового учета земельных участков незаконным. При этом, руководствуясь статьей 3, пунктом 9 статьи 4, частями 1,2 статьи 16, статьей 20, частью 4 статьи 24, частями 1,2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), исходили из отсутствия у департамента в данном случае обязанности по обращению в кадастровый орган с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков.
Вместе с тем судами не были учтены надлежащим образом установленные обстоятельства спора, не применены и ошибочно истолкованы определенные нормы права.
Вступившим в законную силу решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11883/2013 суд обязал департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить результаты выбора земельного участка под строительство выставочного зала; принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебный акт был исполнен. При этом обществу утверждена схема размещения предполагаемого к предоставлению земельного участка, из которой следует необходимость его формирования, в том числе за счет указанных выше двух земельных участков.
Последние поставлены на временный кадастровый учет спустя почти год (17.10.2012) после подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка (30.12.11), в связи с которым допущен неправомерный и обжалованный в судебном порядке отказ. При наличии надлежащих действий в установленные сроки испрашиваемый участок подлежал формированию из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Изложенные обстоятельства вытекают из указанного судебного акта, материалов дела и позиции заинтересованного лица, обозначенной им при рассмотрении спора в письменном отзыве. В целом их наличие департаментом не опровергалось, как и необходимость формирования соответствующего участка, в том числе за счет изначально отсутствовавших двух участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, учет которых носит временный характер.
Возможность образования нового участка в любом случае только в согласованном и утвержденном варианте, то есть с преобразованием и аннулированием сведений в отношении указанных объектов, предполагала обязательное и надлежащее применение судами ряда принципов и норм Конституции Российской Федерации, земельного и гражданского законодательства, а также Закона N 221 - ФЗ.
Конституцией Российской Федерации установлены взаимосвязанные положения, которые устанавливают, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом ее статья 34 гарантирует право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно положений пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пункты 3, 4 указанной выше статьи устанавливают наличие следующих принципов: никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен запрет для осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), предусматривал, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ (в соответствующей редакции) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 8 указанной статьи также предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В сложившейся ситуации, с учетом приведенных выше принципов и положений, применение по сути технического аспекта, выраженного в части 5 статьи 24 Закон N 221-ФЗ и касающегося аннулирования в кадастре сведений о ранее образованном объекте (земельном участке), не ограничивается определенными видами образования нового участка.
Указанная выше норма, как и иные, не содержат запрета на формирование нового объекта из публичных земель, в рамках которых после подачи обществом соответствующего заявления уполномоченный орган безосновательно сформировал спорные земельные участки. В связи с этим приведенное апелляционным судом толкование обозначенной нормы об аннулировании в кадастре определенных сведений, в том числе со ссылкой на положения части 2 статьи 7, части 6 статьи 27 указанного Закона, является ошибочным.
Кроме того, необходимо учесть, что ни нормы Закона N 221-ФЗ, на которые имеются ссылки, положенные в обоснование обжалуемых судебных актов, ни нормы указанные департаментом (в частности, часть 4 статьи 24 Закона) в обоснование своей позиции по делу не устраняют установленную обязанность уполномоченного органа предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок. В том числе создав для этого все необходимые и достаточные условия, а не препятствия со ссылкой на некую абстрактную недостаточность сведений (оснований).
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального права подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2378/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Вега" удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 08.12.2014 N Ис-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275.
Обязать департамент имущественных отношений администрации г. Омска обратиться в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275.
Взыскать с департамента имущественных отношений администрации г. Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега" 6 000 рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вега" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.01.2016 N 1.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В сложившейся ситуации, с учетом приведенных выше принципов и положений, применение по сути технического аспекта, выраженного в части 5 статьи 24 Закон N 221-ФЗ и касающегося аннулирования в кадастре сведений о ранее образованном объекте (земельном участке), не ограничивается определенными видами образования нового участка.
Указанная выше норма, как и иные, не содержат запрета на формирование нового объекта из публичных земель, в рамках которых после подачи обществом соответствующего заявления уполномоченный орган безосновательно сформировал спорные земельные участки. В связи с этим приведенное апелляционным судом толкование обозначенной нормы об аннулировании в кадастре определенных сведений, в том числе со ссылкой на положения части 2 статьи 7, части 6 статьи 27 указанного Закона, является ошибочным.
Кроме того, необходимо учесть, что ни нормы Закона N 221-ФЗ, на которые имеются ссылки, положенные в обоснование обжалуемых судебных актов, ни нормы указанные департаментом (в частности, часть 4 статьи 24 Закона) в обоснование своей позиции по делу не устраняют установленную обязанность уполномоченного органа предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок. В том числе создав для этого все необходимые и достаточные условия, а не препятствия со ссылкой на некую абстрактную недостаточность сведений (оснований).
...
решение от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2378/2015 отменить."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф04-678/16 по делу N А46-2378/2015