г. Тюмень |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А45-19352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (заинтересованного лица) на решение от 16.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мануйлов В.П.) и постановление от 02.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сачкова О.А., Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю.) по делу N А45-19352/2015 по заявлению департамента имущественных и земельных отношений мэрии города Новосибирска (ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806, 630091, г. Новосибирск, проспект Красный, д. 50) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278, 630091, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28) о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Суд установил:
департамент имущественных и земельных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - управление Росреестра) о признании незаконным сообщения от 19.08.2015 N 54/001/867/2015-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; об обязании заинтересованного лица осуществить государственную регистрацию публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 54:35;021055:49, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибирская, 26.
Требования со ссылкой на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) мотивированы неправомерностью отказа в государственной регистрации публичного сервитута и нарушением прав и интересов жителей города Новосибирска.
Решением от 16.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит отменить вынесенные судебные акты, в удовлетворении заявления департамента отменить.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что наличие в государственной кадастре недвижимости (далее - ГКН) кадастровых сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка обязательно для государственной регистрации, поэтому заявителю надо сначала обратиться к кадастровому инженеру за проведением кадастровым работ для определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:021055:49, а затем в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений данного земельного участка с приложением межевых планов.
В отзыве на кассационную жалобу департамент возражает против ее удовлетворения ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
Департамент, управление Росреестра о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их не подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49, местоположением: г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 26, площадью 3010 м, как объект гражданских прав сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.04.2001. Основанием для внесения сведений в ГКН явилось постановление мэра города Новосибирска от 09.04.2001 N 612 "Об утверждении границ земельных участков и территории общего пользования в квартале Железнодорожного района".
Департамент 03.07.2015 обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации публичного сервитута на вышеуказанный земельный участок.
Письмом от 19.08.2015 N 54/001/867/2015-479 департаменту отказано в государственной регистрации публичного сервитута, что послужило основанием для обращения его в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что публичный сервитут постановлением от 26.06.2014 N 5428 установлен на весь земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49, при этом положения статьи 27 Закона N 122-ФЗ не содержат указаний на обязательность уточнения площади земельного участка перед обременением его публичным сервитутом.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу статьи 17 Закон N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержатся основания для отказа в государственной регистрации прав, к которым также относятся: отсутствие в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона.
Проанализировав материалы дела, суды установили, что основанием для отказа в государственной регистрации публичного сервитута в рассматриваемом случае явилось отсутствие сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, а также то обстоятельство, что площадь земельного участка с кадастровым номером 54:35:021055:49 согласно данным ГКН декларированная.
Возможность установления публичного сервитута предусматривает статья 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
По правилам пункта 9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в ГКН сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.07.2004 N 132 (далее - Методические рекомендации), на государственную регистрацию публичного сервитута рекомендуется истребовать, в том числе кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ).
В пункте 16 Методических рекомендаций указано, что при проведении государственной регистрации сервитутов рекомендуется учитывать следующие положения законодательства Российской Федерации: если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется (пункт 1 статьи 17, пункт 2 статьи 27 Закона N 122-Ф).
В пункте 2 статьи 36 ЗК РФ, статье 36 ЖК РФ, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
По результатам публичных слушаний мэрией города Новосибирска издано постановление от 26.06.2014 N 5428, которым установлен постоянный публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49 по ул. Сибирской в Железнодорожном районе для обеспечения интересов местного населения с целью прохода или проезда через земельный участок; на департамент возложена обязанность по проведению государственной регистрации публичного сервитута.
Установив, что публичный сервитут относится ко всему земельному участку, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ, пришли к обоснованному выводу, что предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке при проведении государственной регистрации сервитута не требуется.
При этом утверждение подателя жалобы о необходимости обращения департамента к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельного участка, а затем за государственной регистрацией публичного сервитута судами отклонено. Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет еще 09.04.2001 с разрешенным использованием: занимаемый жилым домом, что подтверждается кадастровым паспортом от 11.02.2014 N 54/201/14-39226. В названном кадастровом паспорте также отражено, что земельный участок входит в территориальную зону "(Ж-1) зона застройки средне- и многоэтажными жилыми домами", сведения о которой внесены в ГКН на основании решения Советов депутатов г. Новосибирска от 26.06.2013 N 898 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска".
Поскольку оспариваемый отказ управления Росреестра в государственной регистрации публичного сервитута противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы жителей города Новосибирска, то требования департамента удовлетворены правомерно.
Таким образом, материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений либо неправильного применения норм материального права и норм процессуального права (статья 288 АПК РФ) при рассмотрении дела не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19352/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.07.2004 N 132 (далее - Методические рекомендации), на государственную регистрацию публичного сервитута рекомендуется истребовать, в том числе кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ).
...
В пункте 2 статьи 36 ЗК РФ, статье 36 ЖК РФ, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
...
Установив, что публичный сервитут относится ко всему земельному участку, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ, пришли к обоснованному выводу, что предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке при проведении государственной регистрации сервитута не требуется."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2016 г. N Ф04-1815/16 по делу N А45-19352/2015