г. Тюмень |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А03-16790/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Доронина С.А.,
судей Мелихова Н.В.,
Мельника С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Атрасевой А.О. кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичёва Л.Ю.) и постановление от 16.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу N А03-16790/2015, принятые по заявлению Главного управления имущественных отношений Алтайского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконными отказов в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 58".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Атюнина М.Н.) в заседании приняла участие представитель Главного управления имущественных отношений Алтайского края - Зиновьева А.С. по доверенности от 31.03.2016 N 24/3544.
Суд установил:
Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Главалтайимущество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании отказов в государственной регистрации от 10.07.2015 N 22/001/003/2015-6583, N 22/001/003/2015-6584, N 22/001/003/2015-6592, N 22/001/003/2015-6590, N 22/001/003/2015-6591, N 22/001/003/2015-6593 незаконными и обязании осуществить государственную регистрацию права.
Определением от 31.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 58" (далее - КГБОУ НПО "Профессиональное училище N 58").
Решением от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемые отказы в государственной регистрации являются законными и обоснованными, поскольку заявителем не была представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении которых поданы заявления; статья 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит переходных положений, которые могли бы быть применены к земельным участкам, возникшим в результате преобразования и внесённым в государственный кадастр недвижимости до 01.03.2015 при проведении государственной регистрации.
Главалтайимущество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Главалтайимущество с доводами кассационной жалобы не согласился, считает обжалуемые судебные законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.03.2006 зарегистрировано право собственности Алтайского края на земельный участок площадью 180 072 кв. м, с кадастровым номером 22:15:010201:108, расположенный по адресу: Алтайский край, Зональный район, село Буланиха, улица Елютина, 12 и предоставленный КГБОУ НПО "Профессиональное училище N 58" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с тем, что часть объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, была включена в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Алтайского края на 2015 год, утверждённый постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.11.2014 N 652 (с изменениями от 30.06.2015 N 212), отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, были произведены раздел земельного участка с кадастровым номером 22:15:010201:108, работы по межеванию земельного участка и постановке 10.12.2014 на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами 22:15:101201:2007, 22:15:101201:2006.
Поскольку при разделе земельного участка у его правообладателя возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ), Главалтайимущество обратилось 03.06.2015 в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности Алтайского края, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования КГБОУ НПО "Профессиональное училище N 58" на земельные участки с кадастровыми номерами 22:15:010201:108, 22:15:101201:2007, 22:15:101201:2006.
На государственную регистрацию были представлены документы о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 22:15:010201:108 в форме раздела на два земельных участка с кадастровыми номерами 22:15:010201:2007 и 22:15:010201:2006 с переносом на них права постоянного бессрочного пользования КГБОУ НПО "Профессиональное училище N 58".
Управление Росреестра решениями от 10.07.2015 N 22/001/003/2015-6584, N 22/001/003/2015-6583, N 22/001/003/2015 - 6592, N 22/001/003/2015--6593, N 22/001/003/2015-6590, N22/001/003/2015-659 отказало Главалтайимущество в государственной регистрации прав.
В качестве основания для принятия отказов регистрирующий орган указал на нарушение требований пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, поскольку заявителем не было представлено решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Полагая отказы Управления Росреестра незаконными, Главалтайимущество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в качестве основания для государственной регистрации прав было достаточно заявления Главалтайимущество, поскольку подпункт первый пункта 1 статьи 22 Закона о регистрации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ), которым руководствовался регистрирующий орган, применяется к правоотношениям, связанным с образованием земельных участков, возникшим после 01.03.2015.
Отказы регистрирующего органа нарушают права заявителя, поскольку создают препятствия в реализации возложенных на него полномочий, влекут возникновение необоснованных затрат, являющихся убытками для краевого бюджета.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Оснований для несогласия с данными выводами судов у окружного суда не имеется.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьёй 17 Закона о регистрации включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано при непредставлении документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В пункте 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Статья 22.2 Закона о регистрации устанавливает особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Согласно подпункту первому пункта 1 названной нормы основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является, в том числе, решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом третьим пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ.
Отказывая Главалтайимуществу в государственной регистрации права, Управление Росреестра исходило из того, что заявителем не представлено решение об утверждении схемы расположения новых земельных участков на кадастровом плане территории и это является нарушением требований подпункта первого пункта 1 статьи 22.2 Закона о регистрации, подпункта третьего пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
При оценке мотивов отказа в государственной регистрации права, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что в рассматриваемой ситуации положение подпункта первого пункта 1 статьи 22.2 Закона о регистрации, третьего пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ не подлежат применению, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 22:15:010201:2007, 22:15:010201:2006, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:15:010201:108, были поставлены на государственный кадастровый учёт 10.12.2014, а указанные нормы введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и применяются к правоотношениям, возникшим после 01.03.2015.
Решение исполнительного орган государственной власти о разделе земельного участка с кадастровым номером 22:15:010201:108 до 01.03.2015 не принималось.
Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в случае, когда решение исполнительного органа государственной власти о разделе земельного участка не было принято до 01.03.2015, вновь сформированные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт до 01.03.2015, в соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона о регистрации для совершения регистрационных действий в отношении земельных участков, образуемых при разделе земельного участка, находящегося в собственности одного лица, достаточно одного заявления такого лица (исполнительного органа государственной власти).
Данный вывод судов двух инстанций правомерно основан на надлежащей правовой оценке обстоятельств дела.
Подготовка схемы расположения в отношении уже сформированных земельных участков и поставленных на государственный кадастровый учёт противоречит требованиям статей 11.3, 11.4, 11.10 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, неправомерно истребовав у Главалтайимущества дополнительный документ, регистрирующий орган нарушил положения статей 17, 18 Закона о регистрации.
Приведённые в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм права и подлежат отклонению.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16790/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.А. Доронин |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая Главалтайимуществу в государственной регистрации права, Управление Росреестра исходило из того, что заявителем не представлено решение об утверждении схемы расположения новых земельных участков на кадастровом плане территории и это является нарушением требований подпункта первого пункта 1 статьи 22.2 Закона о регистрации, подпункта третьего пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
При оценке мотивов отказа в государственной регистрации права, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что в рассматриваемой ситуации положение подпункта первого пункта 1 статьи 22.2 Закона о регистрации, третьего пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ не подлежат применению, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 22:15:010201:2007, 22:15:010201:2006, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:15:010201:108, были поставлены на государственный кадастровый учёт 10.12.2014, а указанные нормы введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и применяются к правоотношениям, возникшим после 01.03.2015.
...
Подготовка схемы расположения в отношении уже сформированных земельных участков и поставленных на государственный кадастровый учёт противоречит требованиям статей 11.3, 11.4, 11.10 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2016 г. N Ф04-1457/16 по делу N А03-16790/2015