г. Тюмень |
|
9 июня 2016 г. |
Дело N А46-7256/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 14.10.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 12.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-7256/2015 по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Ленина, 2, ИНН 5503026780, ОГРН 1025500758898) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 12 А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительным решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "СОГАЗ".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного Омской области (судья Краецкая Е.Б.) в заседании участвовали представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Кузьменко А.В. по доверенности от 16.05.2016;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области - Половникова О.И. по доверенности от 25.12.2015.
Суд установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД по Омской области, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.06.2015 N 03-10.1/195-2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "СОГАЗ" (далее - общество, ООО "СОГАЗ").
Решением от 14.10.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного УМВД по Омской области требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, заказчик, установив в конкурсной документации в качестве одного из показателей критерия оценки заявки "квалификация участников закупки" - опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма на территории города Омска, необоснованно создал преимущественные условия для участников закупки, оказывающих услуги страхования на территории города Омска.
В отзыве на кассационную жалобу УМВД по Омской области требования просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что 15.05.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0152100006715000085 о проведении открытого конкурса по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в количестве 1 224 единицы подчиненного учреждения - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Омской области".
При этом в конкурсной документации (пункт 31.1 части II "Информационная карта") установлены критерии оценки и их величины значимости:
1) стоимостные критерии оценки - цена контракта (величина значимости 60%, коэффициент значимости 0,6);
2) нестоимостные критерии оценки - качественные, функциональные характеристики объекта закупки (величина значимости 20%, коэффициент значимости 0,2); квалификация участников закупки (величина значимости 20%, коэффициент значимости - 0,2).
При этом критерий оценки "квалификация участников закупки" включает в себя следующие показатели:
а) оценку рейтинга надёжности, присвоенного рейтинговыми агентствами;
б) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма на территории города Омска.
До окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе в управление поступила жалоба одного из участников закупки - ООО "СОГАЗ" общества на действия заказчика, установившего в конкурсной документации недопустимый и ограничивающий конкуренцию показатель критерия оценки заявки "квалификация участников закупки" в виде опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма на территории города Омска.
Решением антимонопольного органа от 11.06.2015 N 03-10-1/195-2015 признана обоснованной жалоба общества (пункт 1); в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (пункт 2); а также указано на выдачу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (пункт 3).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, УМВД по Омской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным оспариваемое решение, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении заказчиком требований пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ и наличии у него потребности в установлении в конкурсной документации такого показателя критерия оценки заявки "квалификация участников конкурса" как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма на территории города Омска. При этом судом апелляционной инстанции указано на то, что заказчику не вменялось нарушение требований Закона N 44-ФЗ, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 3 статьи 48 Закона N 44-ФЗ для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Законом.
Частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлены следующие критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1085).
Как следует из материалов дела, в документации о проведении открытого конкурса по оказанию услуг ОСАГО владельцев транспортных средств заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, а также порядок их рассмотрения и оценки.
Соответственно, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на соблюдение УМВД по Омской области требований положения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов об отсутствии у антимонопольного органа оснований для признания жалобы ООО "СОГАЗ" обоснованной, а заказчика нарушившим часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ
По мнению управления, при проведении спорного конкурса по оказанию услуг ОСАГО владельцев транспортных средств УМВД по Омской области совершены действия по необоснованному ограничению числа участников закупок, выразившиеся в неправомерном установлении одного из показателей критерия оценки заявки "квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил N 1085 показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных названными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 названных Правил (пункт 13 Правил N 1085).
В данном случае устанавливая такой показатель, заказчик добавил условие об ограничении опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма территорией города Омска.
Между тем опыт оказания услуг страхования на территории города Омска не может быть признан правомерными и допустимым показателем критерия оценки заявки "квалификация участников закупки", поскольку не устанавливает определение опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма (страхование имущества).
Этот показатель не раскрывает содержание сопоставимости оцениваемых услуг с услугами, являющимися предметом конкурса, и необоснованно ограничивает предмет оценки заявок по территориальному признаку.
Представленное заказчиком обоснование такого ограничения в виде наличия достаточного количества офисов, сотрудников, а также налаженных связей между страховщиком и страховыми комиссарами, ГИБДД в городе Омске не свидетельствует об имеющихся отличиях в условиях оказания услуг на иной территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков. Услуга по заключению договоров обязательного страхования должна представляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).
Данным законом установлены единые правила ОСАГО на всей территории Российской Федерации, какие-либо различия при оказании страховых услуг на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не предусмотрены.
Положениями конкурсной документации также не предусмотрено каких-либо особенных условий оказания страховых услуг в зависимости от места расположения объекта страхования либо места нахождения страховщика.
Как верно указано антимонопольным органом, не определив надлежащим образом сопоставимость услуг, заказчик сделал заведомо невыгодным участие в конкурсе потенциальных участников закупки, обладающих опытом идентичных работ, хотя и выполненных за пределами города Омска, что создало необоснованные препятствия для участия в таком конкурсе неопределённого круга лиц.
То есть участники, имеющие аналогичный опыт на другой территории Российской Федерации, лишены возможности представить документы в целях подтверждения их опыта за пределами города Омска, что явно противоречит положениям части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в силу которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение услуг и поддержка конкуренции, а также приведённым выше требованиям части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания обоснованной жалобы ООО "СОГАЗ", выявления нарушения части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ в действиях заказчика и указания на выдачу ему предписания.
С учётом изложенного решение от 14.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда на основании части 1 статьи 288 АПК РФ в данной части подлежат отмене.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования УМВД по Омской области в части признания недействительными пункта 1, пункта 2 (в части нарушения требований части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ), пункта 3 оспариваемого решения антимонопольного органа.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7256/2015 отменить в части признания недействительными пункта 1, пункта 2 в части нарушения требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11.06.2015 N 03-10.1/195-2015.
В указанной части отказать в удовлетворении требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области.
В остальной части решение от 14.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указано антимонопольным органом, не определив надлежащим образом сопоставимость услуг, заказчик сделал заведомо невыгодным участие в конкурсе потенциальных участников закупки, обладающих опытом идентичных работ, хотя и выполненных за пределами города Омска, что создало необоснованные препятствия для участия в таком конкурсе неопределённого круга лиц.
То есть участники, имеющие аналогичный опыт на другой территории Российской Федерации, лишены возможности представить документы в целях подтверждения их опыта за пределами города Омска, что явно противоречит положениям части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в силу которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение услуг и поддержка конкуренции, а также приведённым выше требованиям части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания обоснованной жалобы ООО "СОГАЗ", выявления нарушения части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ в действиях заказчика и указания на выдачу ему предписания.
...
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования УМВД по Омской области в части признания недействительными пункта 1, пункта 2 (в части нарушения требований части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ), пункта 3 оспариваемого решения антимонопольного органа."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2016 г. N Ф04-1979/16 по делу N А46-7256/2015