г. Тюмень |
|
25 августа 2016 г. |
Дело N А45-27888/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" на решение от 23.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мануйлов В.П.) и постановление от 24.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А45-27888/2015 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" (633004, г. Бердск, ул. Промышленная, 1, ОГРН 1045404732933, ИНН 5445118581) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мануйлов В.П.) в заседании участвовали представители:
от муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" - Ларионова С.В. по доверенности от 30.12.2015, Дорончива Г.А. по доверенности от 25.04.2016,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Максимейко Е.В. по доверенности от 11.01.2016.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Комбинат бытовых услуг" (далее - МУП "КБУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 11.12.2015 N 02-13-77-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления предприятия отказано.
В кассационной жалобе МУП "КБУ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению предприятия, вывод судов о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения является ошибочным, поскольку горячее водоснабжение не было подключено абонентам вследствие проведения планово-предупредительного ремонта котельной "Вега", о чем товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Изумрудный" и "Красная Сибирь 100" были заблаговременно проинформированы через средства массовой информации; ограничений подачи горячей вода за наличие задолженности им не вводилось.
Податель жалобы считает, что размер назначенного ему антимонопольным органом штрафа подлежит уменьшению в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, решениями управления от 15.10.2015 N 02-01-44-10-15 и N 02-01-45-10-15 предприятие признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в пределах зоны обслуживания в г. Бердске в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и нарушившим часть 1 статьи 10 названного Закона путем прекращения оказания услуги горячего водоснабжения потребителям городка "Изумрудный" и многоквартирного дома N 100 по ул. Красная Сибирь в г. Бердске, в том числе надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по оплате, а также не соблюдения требований к порядку прекращения (ограничения) горячего водоснабжения, установленных положениями действующего законодательства, условиями договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 14.05.2014 N 1-ТЭ и договора поставки коммунального ресурса в виде тепловой энергии и горячей воды от 13.05.2013 N1062-ТЭ/ТСЖ-13.
На основании данных решений управлением составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2015 и вынесено постановление от 11.12.2015 N 02-13-77-2015 о привлечении МУП "КБУ" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 384 109 руб.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из доказанности управлением наличия в действиях МУП "КБУ" состава вменяемого правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В силу статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что МУП "КБУ" оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в г. Бердске.
22.04.2015 на сайте МУП "КБУ" был размещен график работы котельных в центральной части города Бердска, в котором указано, что после завершения отопительного сезона на тепловых сетях пройдут гидравлические испытания. Предприятием также сообщалось, что после проведения испытаний ряду абонентов, имеющих задолженность, не будет подключено горячее водоснабжение. Аналогичное объявление опубликовано в газете "Курьер. Среда" от 23.04.2015.
Горячее водоснабжение отсутствовало у потребителей 13 многоквартирных домов городка "Изумрудный" (ТСЖ "Изумрудный") в период с 19.05.2015 по 11.06.2015, у жителей многоквартирного дома N 100 по ул. Красная Сибирь (ТСЖ "Красная Сибирь 100") - в период с 27.05.2015 по 02.06.2015.
При этом согласно имеющимся в материалах дела актам от 19.05.2015 и от 28.05.2015 закрытие запорной арматуры на теплоноситель ГВС для указанных домов произведено в связи задолженностью перед предприятием.
Проанализировав положения частей 3, 9 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", раздела III Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, а также условия заключенных МУП "КБУ" с ТСЖ "Красная Сибирь 100" и с ТСЖ "Изумрудный" договоров, суды обоснованно сочли, что процедура уведомления ТСЖ об отключении горячего водоснабжения предприятием не соблюдена; прекращение им оказания услуг горячего водоснабжения всем жильцам 13 многоквартирных домов городка "Изумрудный" г. Бердска и многоквартирного дома N 100 по ул. Красная Сибирь привело к ущемлению интересов граждан, добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах вывод судов о совершении предприятием (субъектом естественных монополий) действий, противоречащих требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является правильным.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие МУП "КБУ" всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Нарушений управлением положений КоАП РФ при привлечении предприятия к административной ответственности и назначении наказания судами не выявлено.
Протокол об административном правонарушении от 27.11.2015 N 02-13-77-2015 составлен в присутствии его представителя, требования статьи 28.2 КоАП РФ соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Оценив доводы предприятия, приведенные им в обоснование ходатайства об уменьшении размера штрафа, апелляционный суд не усмотрел оснований для применения в рассматриваемом случае правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали МУП "КБУ" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 11.12.2015 N 02-13-77-2015.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию предприятия по делу и не опровергают сделанных арбитражными судами выводов, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27888/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие МУП "КБУ" всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
...
Протокол об административном правонарушении от 27.11.2015 N 02-13-77-2015 составлен в присутствии его представителя, требования статьи 28.2 КоАП РФ соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Оценив доводы предприятия, приведенные им в обоснование ходатайства об уменьшении размера штрафа, апелляционный суд не усмотрел оснований для применения в рассматриваемом случае правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2016 г. N Ф04-3895/16 по делу N А45-27888/2015