Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности, о признании права федеральной собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тюмень |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А46-14086/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Кадниковой О.В.,
Мелихова Н.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 19.05.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Верёвкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А46-14086/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Министерству имущественных отношений Омской области (644043, город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о признании права собственности.
Третьи лица: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области"; государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства"; Главное управление МЧС России по Омской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.
Суд установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) о признании отсутствующим права собственности Омской области и признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - гараж площадью 121,6 кв. м с номерами на поэтажном плане 1П (59-62), этаж 1, литеры А1, А2, находящийся в одноэтажной пристройке по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5 (далее - здание гаража).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - ТО Росстата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области"), государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (далее - ГПОО "Омский центр ТиЗ"), Главное управление МЧС России по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 на здание гаража, расположенного по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, литера А1, А2, общей площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (38-41), этаж 1, признано право собственности Российской Федерации.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 решение суда первой инстанции от 19.05.2016 оставлено без изменения.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Росимущества в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты незаконны, необоснованны, принятые с нарушением статей 15, 168, 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как суды не дали оценку его доводам, не указали основания, которыми руководствовались при отклонении указанных в апелляционной жалобе доводов, не применили законы, подлежащие применению.
По мнению Министерства, суды ошибочно применили положения пункта 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), при отсутствии доказательств нахождения в 1991 году Госкомстата России в здании гаража (тем более в незаконной пристройке литера А2).
В 2003 году здание вместе со спорным гаражом передано в собственность Омской области на основании постановления Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области", принятого в соответствии с пунктами 3, 6 и 8 Постановления N 3020-1.
Министерство указывает, что здание, которое передано на праве оперативного управления Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области, включало в себя спорный объект недвижимости, а также судами не решен вопрос о самовольно произведенной реконструкции этого объекта.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.05.1996 N 151-РК Омскому учебному центру Госкомстата Российской Федерации предписано передать с баланса, а Омскому областному комитету государственной статистики принять на баланс здание по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепить за Омским областным комитетом государственной статистики здание по улице Орджоникидзе, 5 на праве оперативного управления.
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 1996 года на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 N 151-РК Учебный центр Госкомстата Российской Федерации передает, а Омский областной комитет государственной статистики принимает с баланса на баланс следующее имущество: здание 1975 года постройки, балансовой стоимостью 7 006 932 руб., общей площадью 4 380 кв. м по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
В соответствии с регистрационным удостоверением на объект недвижимости от 06.09.1996 N 6196 на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 N 151-РК за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, находящееся в Центральном округе города Омска по улице Орджоникидзе, 5, состоящее из пятиэтажного кирпичного строения и кирпичной пристройки общей полезной площадью с подвалом 4 768,1 кв. м.
Согласно распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 N 163-РКА государственному учреждению "Омский областной комитет государственной статистики" предписано передать, а Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области принять на баланс здание, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепить данное здание за Управлением по печати и массовой информации Администрации Омской области на праве оперативного управления.
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 N 163-РКА Омский областной комитет государственной статистики передает, а Управление по печати и массовой информации принимает с баланса на баланс следующее имущество по состоянию на 01.07.1997 - здание 1975 года постройки, балансовой стоимостью 7 006 932 руб., общей площадью 4 768,1 кв. м, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК за государственным учреждением "Омский областной комитет государственной статистики" закреплено на праве оперативного управления государственной имущество на общую сумму 13 472 000 руб. по состоянию на 01.10.1998.
По акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление Комитет по управлению имуществом Омской области передал, а государственное учреждение "Омский областной комитет государственной статистики" приняло в оперативное управление государственное имущество по состоянию на 01.10.1998, в том числе основные фонды балансовой стоимостью 11 977 руб.
В соответствии с Перечнем основных средств государственного учреждения "Омский областной комитет государственной статистики" по состоянию на 01.10.1998 (приложение N 3 к распоряжению Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК) в перечень передаваемого имущества в качестве самостоятельного объекта вошел гараж площадью 117 кв. м, расположенный по адресу:
город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности собственность Омской области" в собственность Омской области приняты объекты федеральной собственности согласно приложению, в том числе административное здание, пятиэтажное кирпичное, общей площадью 4985,5 кв. м, инвентарный N 606616, литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
Данное право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области было зарегистрировано 22.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2003 серии 55 АА N 477405.
Письмами от 03.10.2003 N КУИ-5179, от 29.10.2003 N КУГИ-5634, адресованными в регистрирующий орган, Комитет по управлению имуществом Омской области просил внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) по объекту, расположенному по указанному адресу, запись регистрации от 22.04.2003 N 55-01/00-8/2003-2200, ссылаясь на то, что при изготовлении технического паспорта на вышеуказанный объект и внесении данных в реестр государственной собственности Омской области не был учтен тот факт, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 05.01.1999 N 01-рк встроенные в здание гаражи площадью 117 кв. м переданы в оперативное управление Омскому областному комитету государственной статистики и остались в собственности Российской Федерации.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК "О закреплении имущества" 25.12.2003 зарегистрировано право оперативного управления Омского областного комитета государственной статистики на гараж - нежилое помещение, номер на поэтажном плане 1П (59-62), общей площадью 115,70 кв. м, находящееся в одноэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
28.12.2004 за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок площадью 470 кв. м с кадастровым номером 55:36:04:01:16:0130, который предоставлен для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений относительной кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
02.10.2006 в ЕГРП внесены изменения, в соответствии с которыми объектом права является административное пятиэтажное здание с подвалом и пятиэтажной пристройкой общей площадью 5 098,50 кв. м, литеры А, А1, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
25.04.2007 зарегистрировано право оперативного управления КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области" на нежилые помещения, номера на поэтажном плане: подвала - 1-38, 1 этажа - 1-37, 42-63, 2 этажа - 1-37, 3 этажа - 1-33, 4 этажа - 1-30, 5 этажа - 1-33, общей площадью 4 982,8 кв. м, находящиеся в административном пятиэтажном здании с подвалом и одноэтажной пристройкой, литеры А, А1, расположенном по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
11.12.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 470 кв. м, адрес (местоположение): относительно кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, кадастровый номер 55:36:040116:130.
Как следует из письма Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы от 13.07.2015 N ИСХ-15/ИН-1834, увеличение площади помещения N 1П на 5,9 кв. м произошло за счет сноса помещения площадью 15,6 кв. м (N 59 на поэтажном плане) и возведения пристройки, литера А2, площадью 21,5 кв. м (N 38 на поэтажном плане). Увеличение площади помещения N 1П произошло в пределах принадлежащего Органу статистики на праве бессрочного пользования земельного участка. Помещение N 1П площадью 121,6 кв. м является одноэтажной пристроенной частью и входит в состав помещений пятиэтажного здания площадью 5 101,2 кв. м, расположенного по адресу:
город Омск, улица Орджоникидзе, 5. При этом в процентном соотношении увеличение площади объекта составляет менее 0,12 процента. Указанные изменения нежилого помещения N 1П не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и не превышают предельные параметры разрешенного строительств.
При обращении истца за государственной регистрацией права федеральной собственности на объект недвижимости: нежилое помещение 1П, кадастровый номер 55:36:000000:111198, расположенный по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации на основании абзацев восьмого, десятого и одиннадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в том числе в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку спорный объект недвижимости расположен в здании общей площадью 5 098,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации - Омской области, в общую площадь которого включена площадь нежилого помещения 1П.
Указывая на, что в отсутствие правовых оснований для включения в общую площадь здания, на который зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области, спорный объект недвижимости - гараж принадлежит на праве собственности Российской Федерации, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал выводы о том, что спорный гараж не передавался в собственность Омской области, находится в собственности Российской Федерации в силу закона и оперативном управлении государственного учреждения "Омский областной комитет государственной статистики"; последующая реконструкция гаража соответствует строительным, пожарным, санитарным требованиям; имеются основания для регистрации права собственности Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете РСФСР по статистике и органах государственной статистики в автономных республиках, краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах и городах РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1988 N 164, Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является союзно-республиканским органом государственного управления - главным учетно-статистическим центром РСФСР, осуществляющим руководство делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства РСФСР.
В силу пункта 1 раздела I Временного положения о Государственном комитете РСФСР по статистике, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.04.1991 (далее - Временное положение), государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является главным учетно-статистическим центром РСФСР и относится к центральным экономическим органам РСФСР.
Согласно пункту 13 раздела IV Временного положения Госкомстат РСФСР руководит работой управлений статистики, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно - издательского центра, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров.
Аналогичные положения были предусмотрены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 N 5547-1 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике".
Пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.11.1991 N 1887-1 "О совершенствовании деятельности органов государственной статистики на территории РСФСР" предписано Государственному комитету РСФСР по статистике принять в ведение всю материально-техническую базу Государственного комитета СССР по статистике на 18.11.1991, включая служебные здания, подведомственные ему Главный вычислительный центр, научно-исследовательские, учебные, лечебно-оздоровительные и другие предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 834, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой исходя из отнесения в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официального статистического учета к ведению Российской Федерации.
В силу пункта 3 раздела I вышеуказанного Положения Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики.
На основании пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В частности, к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (пункт 2 раздела II приложения 1 к вышеуказанному Постановлению).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку спорный гараж является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении государственного учреждения, его реконструкция соответствует строительным, пожарным и санитарным нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, иск удовлетворен правомерно.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что здание, которое передано Управлению по печати и массовой информации включало в себя спорный объект (гараж), не основан на доказательствах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в принятых судебных актах. Переоценка обстоятельств дела и выводов судов не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу N А46-14086/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф04-5439/16 по делу N А46-14086/2015