Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 декабря 2016 г. N Ф04-5261/16 по делу N А27-26401/2015

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Рассматривая положения частей 11 и 19 статьи 39 УЖТ РФ в их соотношении с точки зрения установленного Постановлением N 16 принципа телеологического толкования норм права, а также с учетом толкования, данного Верховным Судом Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, суд кассационной инстанции полагает, что они имеют своей целью установление презумпции необходимости внесения платы за пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования субъектами такого пользования.

Однако эти субъекты в перевозочных отношениях, как правило, противостоят одному перевозчику - общество "РЖД", которое занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг грузовых железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что установлено в частности определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2014 N 305-КГ14-1681. Другими словами, сильной стороной подобного правоотношения является перевозчик, зачастую являющийся также владельцем инфраструктуры, то есть субъектом получения платы за пользование путями общего пользования.

Таким образом, положения частей 11 и 18 статьи 39 УЖТ РФ должны толковаться так, что в договорах между перевозчиком и ветвевладельцем могут быть согласованы условия, отличающиеся в пользу ветвевладельца от установленных частью 11 статьи 39 УЖТ РФ оснований для внесения платы (в этом смысле часть 11 статьи 39 УЖТ РФ диспозитивна), но не могут содержать ограничения установленных частью 18 статьи 39 УЖТ РФ оснований освобождения его от такой платы (в этом смысле часть 18 статьи 39 УЖТ РФ императивна).

В связи с этим суд кассационной инстанции полагает, что определенные судом условия договоров не противоречат закону и не нарушают баланс интересов сторон, поскольку, с одной стороны, включенные в договор основания внесения ответчиком платы за пользования путями общего пользования не выходят за пределы части 11 статьи 39 УЖТ РФ, с другой, условия договора не ограничивают применения части 18 статьи 39 УЖТ РФ и не препятствуют обществу "ЮК ПТУ" снять с себя как ветвевладельца эту обязанность, доказав в каждом конкретном случае то обстоятельство, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от него."