г. Тюмень |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А27-6440/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2017 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 г. N 304-АД17-4552 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Известия" на решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А27-6440/2016 по заявлению жилищно-строительного кооператива "Известия" (652888, город Междуреченск, проспект Шахтеров, 13, 22, ИНН 4214035921, ОГРН 1144214000028) к Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области (650000, город Кемерово, проспект Советский, 60б, 228, ИНН 4205109976, ОГРН 1064205113620) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2016.
Суд установил:
жилищно-строительный кооператив "Известия" (далее - кооператив, ЖСК "Известия") обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области (далее - инспекция) от 14.03.2016 N 06-07-15/16 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением 25.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЖСК "Известия" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли отсутствие у кооператива обязанности по выполнению предписания инспекции о предоставлении документов для проведения проверки соблюдения обязательных требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.10.2015 начальником инспекции вынесен приказ N 152-ОС о проведении внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения ЖСК "Известия" обязательных требований Закона N 214-ФЗ при строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Междуреченск, западный район, квартал "А", дом 5. Пунктом 10 указанного приказа для проведения проверки у кооператива были запрошены учредительные документы, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, о государственной регистрации юридического лица, документы о назначении руководителя на должность; список своих членов; платежные документы, подтверждающие поступление и использование денежных средств участников кооператива с начала строительства и по 20.11.2015; банковская выписка с расчетного счета кооператива о движении денежных средств с лицевых счетов за период с начала строительства и по 01.11.2015.
В связи с не поступлением названных документов в инспекцию кооперативу было выдано предписание от 04.12.2015 N 06-07-41/15 о необходимости представления документов в срок до 14.01.2016.
Неисполнение ЖСК "Известия" указанного предписания послужило основанием для составления инспекцией протокола об административном правонарушении от 25.02.2016 и вынесения постановления от 14.03.2016 N 06-07-15/16 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением инспекции, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в бездействии ЖСК "Известия" состава вменяемого ему административного правонарушения. При этом судами отклонены доводы кооператива об отсутствии у него обязанности по выполнению предписания инспекции, вынесенного в рамках проведения проверки соблюдения обязательных требований Закона N 214-ФЗ. Суды указали на то, что деятельность кооператива, связанная с привлечением денежных средств граждан, осуществляемая не в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), подпадает под действие Закона N 214-ФЗ.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок предписания, является установление законности этого предписания. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 названного Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 названного Кодекса осуществляется контролирующим органом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса контролирующий орган вправе осуществлять в соответствии с частью 4 названной статьи проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
Согласно части 4 статьи 123.2 Жилищного кодекса предметом проверки деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 названного Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 названного Кодекса.
Контролирующим органом по смыслу части 5 статьи 123.1 Жилищного кодекса признается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Инспекция является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется на территории Кемеровской области (Положение об инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, утвержденное постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2012 N 320).
Соответственно, в рассматриваемом случае инспекция была уполномочена на осуществление контроля за соблюдением ЖСК "Известия" обязательных требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса.
Вместе с тем предписание о предоставлении документов, за неисполнение которого кооператив привлечен к административной ответственности, было вынесено инспекцией в целях необходимости проведения проверки соблюдения кооперативом обязательных требований Закона N 214-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций неправомерно отклонены доводы ЖСК "Известия" об отсутствии у инспекции полномочий по проверке соблюдения указанных требований кооперативом и истребовании документов для такой проверки.
Законом N 214-ФЗ допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Законом не регулируются (пункт 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013).
Таким образом, кооператив не мог быть привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания, обязывающего его представить документы для проведения проверки соблюдения им требований Закона N 214-ФЗ, которые на него не распространяются.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключают производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6440/2016 отменить.
Постановлении Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 14.03.2016 N 06-07-15/16 о привлечении жилищно-строительного кооператива "Известия" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 214-ФЗ допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно-строительными либо жилищными накопительными кооперативами, данным Законом не регулируются (пункт 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013).
Таким образом, кооператив не мог быть привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания, обязывающего его представить документы для проведения проверки соблюдения им требований Закона N 214-ФЗ, которые на него не распространяются.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключают производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2017 г. N Ф04-5588/16 по делу N А27-6440/2016